Идеальное летнее чтение, или О созерцательной неторопливости Ивана Гончарова

18 июня исполняется 208 лет со дня рождения писателя И. А. Гончарова. Иван Александрович родился 6 (18) июня 1812 года в городе Симбирске, в купеческой семье. Он с детства любил гуманитарные науки, особенно словесность, интерес к сочинительству — все это привело его на словесный факультет Московского университета.
 
 Иван Гончаров 

После окончания образования Гончаров определился на чиновничью службу в Петербурге и служил практически всю жизнь. Литературная известность пришла к нему нескоро. В 1860 году писатель стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности.

Творчество Гончарова выделяется среди других писателей середины XIX века спокойствием и уравновешенностью. Многие литераторы напряженно и импульсивно реагировали на общественные веяния, духовные поиски. Гончаров стоит особняком: у него на первом плане трезвость, уравновешенность, простота.

Флегматичный темперамент писателя воплотился и в его произведениях: писал он неторопливо, посвящая книгам по 10 и более лет. В литературе Гончаров больше всего известен как автор трех романов на букву «О»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

 «Обыкновенная история»

Название получилось говорящим — история во многом очень типичная. Сюжет посвящен превращению главного героя Александра Адуева из романтика в прагматика. Автор признавался, что в этой истории видит и себя, и других молодых людей, сменивших образ жизни и уклад.

Александр, воспитывавшийся в деревенской простоте, наивно верит, что весь мир у его ног, и каждый человек примет его с любовью и распростертыми объятиями. Это восторженный и сентиментальный юноша, чем-то напоминающий пушкинского Ленского. Противостоит герою дядюшка Петр Адуев, с какой-то резкостью отрезвляющий пылкого племянника. «Восторги, экзальтация — тут человек всего менее похож на человека и хвастаться нечем. Надо спросить, умеет ли он управлять чувствами; если умеет, то и человек», — считает Адуев-старший. Иллюзии рушатся, и постепенно племянник становится похожим на дядю.

 
 «Обыкновенная история»

Сначала Петр Адуев кажется читателю просто трезвым и рассудительным человеком, затем становится понятно, что он в другой крайности: дядюшка расчетлив и эгоистичен. И его характер в романе тоже подвергается строгому суду. Истина, как обычно, скрывается где-то посередине: мечтательность без нотки реализма наивна, но и расчетливый прагматизм по-своему жесток.

Некоторые исследователи видят в перемене Александра Адуева символ пути России в XIX веке: отрыв страны от патриархального уклада, переход к буржуазно-деловому. Эта тема по-настоящему волновала Гончарова. В своей заметке «Лучше поздно, чем никогда» автор упоминал, что в «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» видит не три романа, а один. Писатель отмечал, что три книги посвящены идее перехода от одной эпохи русской жизни к другой.

Конфликт двух Адуевых напоминает конфликт двух героев следующего романа — «Обломов». Иногда в Адуеве-младшем и Обломове символически видят полуазиатскую провинцию, а в Адуеве-старшем и Штольце — европеизированную столицу.

«Обломов»

Обломов, на мой взгляд, — очень важный, даже знаковый герой русской литературы. Но во многом недооцененный. Все помнят многочисленную критику в его адрес. Но только ли Обломов ленив и бездеятелен? Может, это какое-то другое состояние?

«Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Герой мечтателен, погружен в свой внутренний мир и в нем проживает несколько жизней. Обломов бежит от реальности, которая его не устраивает: он тоскует по потерянному раю, по всеобщей любви и радости. Его мечты — способ прикоснуться к той действительности.

При этом сам герой считает, что его размышления — способ помочь этому миру, он «…думает до тех пор, пока не утомится и решит: "довольно сделано сегодня для общего блага"», «он сам творец и исполнитель своих идей». Автор пишет о своем герое с теплой иронией и любовью, которая невольно передается и читателю.

 
 «Обломов» 

Обломова пугает, что в активной деятельности теряется, говоря его языком, целость человека, он разменивается на мелочи. Если сравнить его с другом Штольцем, то видно, что последний трудолюбив, деятелен, но направления и цели этого движения не очень ясны. То есть… суета, как и считает Обломов? У Ильи Ильича есть идеал, но не совсем ясно, как его достичь. Интересно отметил православный публицист Александр Ткаченко: если герой мечтает о рае, то его путь должен быть в работе над собой и преображении своей души.

Описание проснувшейся совести героя образно напоминает евангельскую притчу о талантах, в которой нерадивый раб закопал в землю серебряную монету. Увы, Илья Ильич себя загубил. Метко отметил Штольц, что все «началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

И все же, чем привлекателен образ Обломова? Герой чист душой, как ребенок. Штольц отмечает, что любит в нем чистое сердце и прозрачную душу, «узнав раз, его разлюбить нельзя». Но по-своему прекрасные детские качества его характера, к сожалению, имеют и оборотную сторону: инфантилизм, бегство от ответственности, страх перемен, боязнь чужого мнения.

Есть точка зрения, что И. А. Гончаров в своем романе хотел показать два пути развития: русский (который он воплотил в Обломове) и европейский (представил в его друге Штольце). Писатель мечтал о синтезе этих двух начал, но пришел к тому, что это невозможно.

«Обрыв»

События и герои романа показаны по большей части глазами художника Бориса Райского. Непостоянный человек, мечтатель, меняющий свои творческие пристрастия — в нем узнаваемы черты героев предыдущих романов (может, и фамилия намекает, что он ищет райской жизни?). В отличие от других гончаровских произведений, в центре повествования не один герой: раскрываются и изменяются многие персонажи.

Интересен образ бабушки Татьяны Марковны Бережковой. Сама фамилия вызывает ассоциации вроде «берег» и «беречь». Мудрая любящая бабушка воплощает в себе консервативные патриархальные устои. Ее характер, вслед за Гончаровым, порой рассматривают как образ всей России. Несколько противостоит бабушке ее внучка Вера: она одновременно и укоренена в традиционных ценностях, но ее гордый независимый характер представляет собой некий бунт против системы.

Любовная линия отношений Веры и Марка Волохова, бунтаря и нигилиста, во многом символична. Их знакомство напоминает библейскую сцену в раю: Марк (змей-искуситель) предлагает Вере яблоко, сворованное в ее же саду. В Марке Веру привлекла сила и смелость, но в итоге она видит его ложь. Стремясь изменить Волохова, как отмечает писатель, Вера горько платит за вкушение от древа познания добра и зла.

Обрыв, центральное место драмы, — во многом знаковое пространство: местные жители суеверно считали его чуть ли не проклятым — на этом месте ревнивый муж убил жену с любовницей, а затем и себя. И для Веры обрыв становится местом грехопадения…

 
 «Обрыв» 

Отношения Веры и Марка обречены: это конфликт непримиримых мировоззрений. Волохов говорил: «Мы оба сильны, Вера, и оттого оба мучаемся, оттого и расходимся», но, пожалуй, это две абсолютно разные силы.

Интересно отмечает сам автор в своей заметке «Лучше поздно, чем никогда»: «Пала не Вера, не личность, пала русская девушка, русская женщина, — жертвой в борьбе старой жизни с новою: она не хотела жить слепо, по указке старших. Она сама знала, что отжило в старой, и давно тосковала, искала свежей, осмысленной жизни <…> Она хотела не разрушения, а обновления». Но при этом онане знала, где и как искать, а бабушка, которая ее берегла от всех бед, не приготовила к трудностям жизни.

В этой ситуации Татьяна Марковна показала себя красивой и цельной личностью, способной глубоко и сильно откликаться на чужое горе. «У верующей души есть свое царство! — думал Райский, глядя ей (бабушке) вслед и утирая слезы, — только она умеет так страдать за все, что любит. И так любить, и так искупать свои и чужие заблуждения!» Интересно, что все участники и свидетели любовной драмы в конце романа словно перерождаются, получают новый импульс к жизни.

Адуев, Обломов, Райский — герои, которые во многом похожи. Они романтичны, мечтательны, немного «не от мира сего». Сам автор признавал, что Райский — тот же Обломов, хотя, конечно, и отличается от последнего, он «герой следующей, то естьпереходной,эпохи», «проснувшийся Обломов». Но именно обломовщина мешает ему реализовать свои таланты.

Книги Гончарова — идеальное чтение для отдыха, особенно летнего, когда хочется забыть о суете, внешней и внутренней. На природе, на даче или на море — там, где есть возможность замедлиться, его романы помогут поймать этот неторопливый темп созерцательной жизни, погрузиться в атмосферу неспешности и мечтательности.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале