Эпидемия коронавируса вынудила Оксфордский университет пойти на беспрецедентные меры

Профессор теоретической физики Оксфордского университета Александр Щекочихин рассказал РИА Новости о методах дистанционного преподавания, о том, высвобождает ли карантин больше времени для исследовательской работы, а также о том, что будет в этом году с экзаменами.
 
 Оксфордский университет. Фото: Forbes.com 

Оксфорд онлайн

«Конечно, когда читаешь лекцию или проводишь семинар, важно, что ты смотришь на людей, которые тебя слушают. Иногда что-то говоришь, а у человека на лице появляется сомнение – и ты можешь сразу уточнить, в чем дело. По лицам, по поведению людей ты понимаешь, есть у тебя сейчас связь с аудиторией или нет. Иногда ты пускаешься в объяснения, которые никому не понятны, и у людей стекленеют глаза — значит, ты потерял с ними связь. Через компьютер есть ощущение, что ты говоришь в пустоту», — признался Щекочихин.

Кроме того, отметил он, для науки важно и неформальное общение людей: «Например, бывает, что после семинара все его участники идут пить кофе, есть какое-то человеческое общение, спонтанное, которое трудно классифицировать. Трудно ведь ответить на вопрос: а какая польза от того, что вы кофе пили после этого семинара? А она есть».

Тем не менее, нынешние реалии вынуждают преподавателей перестраиваться полностью на онлайн-обучение, тем более что большинство оксфордских студентов еще месяц назад разъехались по всему миру.

«Насчет лекций у нас план такой: лекции для больших аудиторий мы планируем записывать заранее, а студентам дадим записи. Так что многие лекции не будут живьем, потому что существует масса проблем: неясно, есть ли у всех студентов там, где они находятся, такой доступ к интернету, который позволит смотреть в прямом эфире. Потом у них может не быть места, в котором они могли бы в нужное время сидеть и смотреть эту лекцию. Они могут быть в другом часовом поясе, у нас же полно международных студентов», — рассказал Щекочихин.

Для семинаров и научных консультаций будет использоваться Teams или Zoom.

«Zoom позволяет показывать презентации, эмулировать доску, то есть мы будем пытаться выполнять всю программу так, как и раньше», — сказал он.

Экзамены: диверсифицированный подход

Гораздо сложнее, чем с преподаванием, дело обстоит с экзаменами.

«В Оксфорде большая часть результатов того, что ты делаешь, определяется именно экзаменами. То есть не твоей работой в течение года, курсовыми, контрольными, домашними заданиями, а именно экзаменами в конце года, в июне. Эти экзамены происходят в весьма жестком схореографированном режиме, когда студенты в мантиях приходят в экзаменационный зал, там садятся, пишут экзамен, сдают, уходят. Очевидно, что ничего из этого произойти в этом году не может», — указал Щекочихин.

В связи с этим было принято решение перенести экзамены на осень, но не все.

«Большинство экзаменов, которые не являются дипломными, пройдут в обычном режиме, но осенью. Определенное количество промежуточных экзаменов отменены вообще — это те, результаты которых не входят в окончательные результаты по итогам всего курса обучения. Я не знаю, отменили ли такие экзамены на всех факультетах, у нас — да. Колледжи, наверное, устроят неформальную версию этих экзаменов», — рассказал Щекочихин, возглавляющий одну из оксфордских экзаменационных комиссий.

 
Александр Щекочихин. Фото: Facebook.com  

Дипломные экзамены решено провести в срок, но в онлайн-режиме, в несколько урезанном формате и со всякими поблажками в вычислении оценок, чтобы студенты сдали не хуже, чем в обычной ситуации.

«Это будет выглядеть так: у студентов будет веб-портал, где будет в какой-то конкретный день вывешена экзаменационная работа. У студента будет 24 часа, в течение которых он должен скачать работу. Делать он ее должен в течение того времени, которое будет отведено на эту работу, потом отсканировать результаты и загрузить все обратно. Моменты скачивания и загрузки будут фиксироваться: ты не можешь писать эту работу все 24 часа», — отметил профессор.

Кроме того, студенты должны будут подписать так называемый «кодекс чести», в котором они пообещают, что они не сообщат заранее своим приятелям, что в этой работе, что будут писать ее самостоятельно и так далее.

«Я не знаю, сработало ли бы такое в России, но тут есть ощущение, что, наверное, даже если и будут какие-то нарушения кодекса, они не будут тотальными. Кроме того, поскольку результаты экзаменов часто определяются тем, насколько ты лучше или хуже, чем другие студенты в твоей группе, написал работу, не в интересах студента давать другому списывать», — говорит Щекочихин.

Тогда как на обычных экзаменах в Оксфорде нельзя пользоваться никакими дополнительными материалами и литературой, на онлайн-экзаменах неизбежно это будет разрешено.

«В этом смысле экзамены могут стать легче. Будут ли они модифицированы, исходя из этого – это решение разных экзаменаторов, разных департаментов. Насколько я понимаю, многие не будут модифицированы», — рассказал Щекочихин.

Все решения касательно учебного и экзаменационного процесса принимаются сугубо на уровне университетов: государство вмешиваться не может, пояснил он: «Также придумали механизм, позволяющий тем, кто по каким-то причинам не может сдавать экзамены, не сдавать их вовсе. Во время войны многие уходили на фронт, и университет им говорил, что мы не можем дать вам степень, потому что они бывают разные — первого разряда, второго разряда и так далее (аналоги российских «красного» и «синего» дипломов, но в Великобритании вариантов больше), но мы дадим вам просто документ об окончании университета, свидетельствующий, что вы здесь учились. У нас тоже что-то подобное будет для тех, кто не сможет сдавать экзамены. Ну теоретически можно представить студента, сидящего в деревянной хижине где-нибудь в лесу и не имеющего возможности писать экзамен, или заболевшего, или психологически травмированного и так далее».

Проблема российских вузов — с вступительными экзаменами — Оксфорд не затрагивает: все они прошли в декабре.

«Если бы эпидемия началась в декабре, был бы вообще кошмар», — отметил Щекочихин. 

 
Выпускники Оксфордского университета. Фото: Demo.digitaltreasure.co.bw 

Карантин: бесконечные заседания и проблемы ученых

Казалось бы, карантин — хорошая возможность для решения дел, которые не успевал сделать раньше, а также для исследовательской работы. Но не все так просто, считает Щекочихин: «Из-за того, что есть Zoom, Teams и прочее, возникло огромное количество всяких заседаний, встреч, причем теперь их организовать в некотором смысле проще, чем раньше. Раньше надо было людей собрать, чтобы все пришли в конкретное время, в конкретное место, а сейчас все сидят дома. Мы с коллегами шутим, что у наших администраторов началась полная лафа — можно бесконечно организовывать бесконечное количество заседаний. Потом исчезло время в пути — можно включиться из одного заседания сразу в следующее. И многие из нас ощущают это как огромную опасность: коронавирус-то закончится, а привычка останется».

Кроме того, по его словам, многим ученым карантин не только не дал новых возможностей, но и отобрал прежние: «Многое зависит от наличия детей. Люди, сидящие дома с маленькими детьми, никакого лишнего времени не имеют, а напротив, имеют гораздо меньше времени. Раньше они детей отводили в школу или в сад, а сами шли на работу. Плюс все родители превратились в школьных учителей. Я знаю многих людей, у которых возможность работать оказалась почти полностью заблокирована».

Один из старейших университетов в мире

Британский Оксфордский университет — один из старейших университетов в мире. Хотя точная дата основания университета неизвестна, есть сведения, что обучение там происходило уже в 1096 году. Оксфордский университет занимает лидирующие позиции в престижных рейтингах университетов мира. В рейтинге The World University Ranking 2016 и 2017 года университет занял 1 место в мире.

Университет состоит из 38 колледжей, а также 6 общежитий — закрытых учебных заведений, принадлежащих религиозным орденам без статуса колледжа. Экзамены, большинство лекций и лабораторных занятий организованы централизованно, а колледжи проводят индивидуальные занятия со студентами и семинары.

Сейчас в Оксфорде учится более 20 тысяч студентов, около четверти из них — иностранные. Их количество резко увеличивается летом, когда открываются летние языковые школы.

 
 Фото: Demo.digitaltreasure.co.bw 

Штат преподавателей Оксфорда огромен — почти четрые тысячи человек, из них 70 — члены Королевского общества, более 100 — члены Британской академии. Оксфорд использует в обучении уникальную систему тьюторства — над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности.

Основные направления подготовки студентов — гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.

Оксфорд — не только университет, но ещё и крупнейший научно-исследовательский центр, у Оксфорда больше сотни библиотек (самая обширная университетская библиотека в Англии) и музеев, своё издательство.

Студенты имеют возможность большое количество своего времени посвящать досугу — к их услугам более 300 кружков по интересам. Традиционно пристальное внимание в Оксфорде уделяется спорту как полезному и престижному виду отдыха.

Из стен Оксфорда вышла целая плеяда блестящих деятелей науки, литературы, искусства — здесь преподавали Кристофер Рен, Джон Толкин, Льюис Кэрролл, учились Роджер Бэкон и Маргарет Тетчер. 25 британских премьер-министров окончили Оксфорд.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале