Специалисты рассказали, чем рискует студент при переходе на удалёнку

Российские вузы переходят на дистанционное обучение, и у студентов возникают неизбежные вопросы о своих правах и обязанностях перед вузом в новых условиях.
 
 Фото: РИА Новости 

Изменится ли статус студентов-очников и положенные им льготы, будет ли вуз так или иначе компенсировать потерянные учебные часы, РИА Новости рассказал юрисконсульт Андрей Вершинин.

Какие юридические сложности могут возникнуть в связи с переводом студентов на дистанционное обучение

«Особых сложностей я не вижу. Сегодня в вузах существуют три основных формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Перевод на дистанционное обучение не означает, что студент-очник будет переведен на заочную форму на постоянной основе. У него не изменится форма обучения, которая установлена в федеральном законе.

Очная форма обучения дает студентам определенные преимущества – льготы на проезд, получение государственной стипендии, отсрочку от службы в армии. Перевод на дистанционное обучение не лишит студентов этих преимуществ.

Сложности будут с образовательным процессом. Непонятно, будет ли полностью пройдена программа обучения, каждый ли вуз сможет перейти на дистанционную форму, сможет ли он в полной мере обеспечить студентов доступом к ресурсам, доступом к материалу, к текущему контролю. Как пройдет промежуточная сессия, финальная сессия?

Большой вопрос со студентами выпускных курсов магистратуры и бакалавриата: все ли вузы готовы проводить итоговые аттестации в режиме онлайн? Эти вопросы будут решаться либо на уровне министерства, либо каждым вузом самостоятельно».

Если иностранные или иногородние студенты на период дистанционного обучения уедут домой, возникнут ли у них сложности с сохранением места в общежитии или с возвращением назад?

«В статье 39 Федерального закона об образовании говорится о том, что порядок предоставление жилых мест в общежитии устанавливается самими высшими учебными заведениями либо средними профессиональными учебными заведениями. Поэтому вузы вправе самостоятельно определять, как сейчас поступать.

Насколько я знаю, на сегодняшний день большинство вузов, например, НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н. Баумана, оставили студентов в общежитиях, но ограничили туда доступ посторонних лиц. Некоторые вузы предприняли более радикальные действия. Например, МГИМО и РАНХиГС попросили студентов освободить общежития.

 
 Фото: РИА Новости 

В принципе, если иногородние студенты сейчас уедут, принципиальных сложностей с возвращением быть не должно. Исключением будет, если в общежитии кто-то заболеет, и оно закроется на карантин. Тогда вернуться не получится, если только университет не предоставит другое место проживания. Также могут возникнуть сложности, если будут вводиться ограничительные меры по передвижению между регионами.

Для иностранцев ситуация сложнее. Пока во многих странах действуют ограничения на въезд и выезд, вернуться к месту учебы не получится. Также непонятно, как будут технически реализованы требования по самоизоляции студентов московских вузов, вернувшихся из-за границы, и их соседей по комнате в общежитии. Поэтому решение принимать будет непросто».

Могут ли в новых условиях быть задеты интересы студентов, которые учатся на платной основе?

«Проблем, на первый взгляд, быть не должно, и обязательства, прописанные в договоре, будут исполнены обеими сторонами учебного процесса. В то же время, если данную ситуацию признают форс-мажором, стороны не будут нести ответственности за неисполнение своих обязательств. Но я думаю, что сейчас все вузы будут идти навстречу своим студентам и делать им послабления».

Когда все переходит в онлайн, растет риск технических сбоев. Если из системы исчезнут оценки студента, как он сможет доказать, к примеру, что имеет право на повышенную стипендию?

«Насколько я знаю, в вузах, которые имеют опыт дистанционной работы, особых проблем такого рода не было. Обычно преподаватели ведут параллельно электронным письменные ведомости.

В данном случае было бы правильно преподавателю и студенту вести переписку либо через вузовскую информационную систему, либо через рабочую почту преподавателя, чтобы он там подтвердил оценку. А в будущем, если возникнут сбои, то можно просить преподавателя предоставить нужную информацию в виде электронного письма». 

 
Фото: РИА Новости 

Что администрация вузов сможет предложить студентам взамен очных занятий, чтобы выполнить свои обязательства перед ними в полном объеме?

«Сейчас вузы применяют два основных подхода. Первый – это адаптация онлайн-курсов в образовательные программы. Уже существуют как готовые курсы на онлайн-платформах, так и собственные разработки вузов. Может быть, какие-то платные курсы вузы сделают для студентов бесплатными на время карантинных мер.

Второй подход — это перевод обучения на дистанционный формат с применением университетских и внешних информационных платформ. У некоторых вузов уже сейчас есть свои платформы, которые они уже используют в образовательном процессе, соответственно, им проще будет перейти на полностью дистанционный формат.

Понятно, что дистанционное обучение не сможет полностью заменить студентам живое общение с преподавателями, однако пока другого выхода в этой ситуации нет».

Российские вузы переходят в онлайн. Опыт БФУ имени Канта

Для предупреждения распространения коронавирусной инфекции российские вузы оперативно переходят на дистанционное обучение. В более выигрышной ситуации находятся те из них, которые в последние годы активно внедряли цифровую среду и работу онлайн. Успешный опыт применения цифровых технологий есть в Балтийском федеральном университете имени И. Канта.

Университет рекомендует вузам использовать три инструмента включения студентов в электронный образовательный процесс, отметил первый проректор-проректор по образовательной деятельности БФУ Ирина Кукса.

Первый инструмент — электронная система балльно-рейтинговой оценки успеваемости и качества обучения («Портал БРС»). Она управляет образовательным процессом университета и составляет ядро его электронной информационно-образовательной среды.

Портал БРС организует цифровое взаимодействие преподавателей и студентов, позволяет выстраивать полноценный учебный процесс: преподаватель выкладывает теоретический материал и задания; студент выполняет задания и отсылает результаты преподавателю; преподаватель оценивает.

Система позволяет хранить все выполненные студентом работы. Ее главное преимущество, по мнению авторов, — гибкость и оперативность, что очень важно в сложившейся обстановке. Уже сегодня банк тестовых заданий в системе превышает миллион единиц.

 
Фото: Kantiana.ru 

Второй инструмент — система электронного образовательного контента. Это цифровое хранилище учебно-методических и контрольных материалов, откуда преподаватели могут брать задания и отправлять их студентам через портал БРС.

Третий инструмент — банк онлайн-курсов, доступный всем студентам университета. Преподаватели университета и приглашенные эксперты разработали 45 курсов по философии, истории, теории аргументации, юриспруденции, экономике, физике и другим темам. При переходе на дистанционное обучение преподаватели смогут подбирать из банка курсы, необходимые для освоения студентами.

Также, по мнению Ирины Кукса, можно рекомендовать студентам и преподавателям использовать в обучении онлайн-курсы, размещенные на платформах «Открытое образование» и «Coursera». Результаты их успешного освоения БФУ им. И.Канта будет засчитывать в качестве промежуточной аттестации по некоторым дисциплинам.

Перевод всего образовательного процесса в онлайн-формат, несомненно, станет вызовом для вузов, считает Ирина Кукса: «Оперативно нарастить объемы будет непросто, так как не все преподаватели адаптировались к электронным ресурсам. Но сегодня вопрос стоит жестко: либо мы все работаем по правилам электронной информационно-образовательной среды, либо мы не сможем реализовать учебный процесс в полном объеме. Сегодня 100% наших студентов и преподавателей имеют доступ к электронным системам, многие активно в ней работают, поэтому мы все же предполагаем оперативно перейти на этот формат работы».

По ее мнению, многим вузам поможет внедренная ранее модульная система построения образовательного процесса, ведь половина модулей этого семестра уже завершена. Что касается лабораторных занятий, их придется отложить до нормализации внешней обстановки.

В сложившейся ситуации повышается роль студента в образовательном процессе, считает директор образовательного проектного офиса БФУ им. И. Канта Дмитрий Житиневич: «От самодисциплины и ответственности студентов зависит конечный результат. Перевод взаимодействия студента с преподавателем в цифровой формат не должен сказаться на качестве образования».

Он добавил, что вузы должны организовать техническую и методическую поддержку бесперебойного учебного процесса, в том числе в формате прямой линии на сайте.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале