Киногод-2019: хохот Джокера и мерцание «Оскаров» на российском горизонте

Кинематографический 2019-й стал годом успешных сиквелов и умеренных, но все же провалов в прокате. Годом, богатым на премьеры от заслуженных мэтров с мировым именем, годом, подтвердившим успех новых имен в российском кинематографе.
 
«Есть такая откровенно дешевая шняга, прямо стыдно бывает 10 минут на это потратить. А денег собирает, молодежь идет», — заявил министр культуры Владимир Мединский. Фото: 24tv.ua

Наше кино по-прежнему развивается, пусть и скромными темпами. Объем картин растет, в этом году их 168 (на 28 больше, чем в прошлом), однако над окупаемостью представителям отрасли еще нужно крепко поработать. Для консолидации усилий российские кинематографисты в декабре провели Первый международный форум «Российский кинобизнес», ставший глобальным шагом для строительства более внятного диалога между дистрибьюторами, представителями кинотеатров, продюсерами и зарубежными партнерами. Однако попытки разработать логику взаимодействия могут столкнуться с третьей силой в лице «культурного» руководства страны. В интервью радиостанции «Говорит Москва» министр культуры Владимир Мединский призвал «переломить ситуацию», связанную с тем, что молодой российский зритель столь падок до «откровенно дешевой голливудской шняги». Интересно, «переломить» значит создать свой неповторимый национальный миф в кино, свою глобальную легенду, сравнимую с мирами Marvel и DC, или опять подвергнуть прокат какому-нибудь квотированию?

Подводя итог даже не года, а десятилетия, члены Ассоциации кинокритиков Голливуда объявили главным режиссером Дени Вильнева. Действительно, в 2010-х Вильнев сумел подарить миру множество самых разных по жанрам и всегда щедрых на пищу для размышлений картин. Это и выдающаяся sci-fi драма «Прибытие», и масштабный детектив «Пожары», и сиквел «Бегущий по лезвию 2049».

Мировое кино: хорошо смеется тот, кто Джокер

В мире полнометражного зрительского кино правит бал, конечно, премия Американской киноакадемии ― золотая статуэтка «Оскар». Лучшим фильмом 2019-го стала «Зеленая книга» Питера Фарелли ― идеальная американская лента о столкновении идеальных типажей. Сноб, эстет, музыкант, представитель пораженных в правах меньшинств Доктор Ширли (Махершала Али) и простой, но не лишенный своей жиганской чести вышибала ночного клуба Тони Болтун (Вигго Мортенсен) живо и убедительно проходят путь от полного непонимания к дружбе и уважению. Картина вызвала полное благорастворение кинокритических воздухов, собрав положительную прессу и огромную кассу. В России фильм даже установил рекорд по сборам (9 c небольшим миллионов долларов) для картин с небольшим количеством экранных копий.

 
Кадр из фильма «Зеленая книга» 

В наступающем году интрига оскаровской премии стоит куда острее: в шорт-лист соискателей попала вторая по счету лента молодого российского режиссера Кантемира Балагова. Фильм с броским названием «Дылда» стал подтверждением самобытности одного из лучших выпускников студии Александра Сокурова в Нальчике. Идея студии была в том, чтобы дать голос и поле для высказывания местному, северо-кавказскому кинематографу. Обращение Балагова ко временам послевоенного Ленинграда показывает, что эксперимент хоть и не до конца удался, но принес замечательные плоды.

Помимо Балагова в шорт лист оскаровской кинопремии попали два других российских проекта. Во-первых, это пространственно-монументальный, почти психоделический фильм «Акварель» Виктора Косаковского, ставший первым гимном водной стихии, снятым в формате 96 кадров в секунду. А в номинации короткометражный анимационный мультфильм за золотую статуэтку поборется иронически-драматическое произведение Константина Бронзита «Он не может жить без космоса».

 
Кадр из фильма «Джокер» 

Одной из главных интриг станет соперничество между самыми яркими, зрелищными и успешными кинорелизами года. Это, конечно же, сумрачный, тревожно-революционный «Джокер» Тодда Филлипса, мастера боевых комедий и роуд-муви, вдруг снявшего один из лучших фильмов о вселенной комиксов DC. А также девятый полнометражный фильм неистового Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде», в котором тот находит необычный срез повествования, чтобы рассказать историю двух незадачливых киноартистов на фоне убийства жены режиссера Романа Полански сектантами из «Семьи» Чарльза Мэнсона.

Особенного успеха добилась в этом году кинокомпания Netflix, обеспечивающая прокат картин через стриминговые ресурсы. Целых три её фильма («Ирландец» Мартина Скорсезе, «Брачная история» Ноя Баумбака и детище бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша «Два Папы») имеют все шансы стать номинантами на «Оскар». По крайней мере, в список номинантов премии «Золотой глобус», которая в некотором смысле предугадывает мнение оскаровского жюри, все три фильма попали. Отдающий благородным табаком и нафталином, по-скорсезовски крепко сбитый «Ирландец» имеет, возможно, больше шансов, чем тонущая в бесконечном самоанализе и диалогах «Брачная история» Баумбака. Однако известный по «Городу Бога» и «Преданному садовнику» Мейреллиш, возможно, уведет «Оскар» из-под носа у американских интеллектуалов. Фернанду рассказывает удивительную историю о гипотетической встрече двух римских пап: ныне действующего Франциска, первого папы из Нового Света («Его Воробейшество» Джонатан Прайс), и отставного Бенедикта XVI (Энтони Хопкинс) ― выдающегося немецкого теолога, единственного понтифика за последние шестьсот лет, который отрёкся от престола. Фильм собрал очень хорошие отзывы на фестивале в американском Теллерайде.

 
Кадр из фильма «Два Папы»

Тему красочных байопиков о музыкальных идолах современности родом из Британии продолжает затейливая картина Декстера Флетчера «Рокетмен». В противовес хиту прошлого года ― «Богемской рапсодии», грешившей некоторой умозрительностью и недостатком авторского взгляда на Фредди Меркьюри, фильм Флетчера стопроцентно авторский, и предмет его исследования, ныне здравствующий певец Элтон Джон, стал поводом к весьма изобретательному кинопортрету. На ту же полку можно класть пусть не байопик, но фильм, посвященный наследию великолепной «ливерпульской четверки» ― «Yesterday» Дэнни Бойла ― картина во всех отношениях милая и забавная. Она показывает, что настоящая музыка не имеет авторства, а становится голосом свыше.

Интересный социокультурный мостик выстроился между началом года, когда в прокат вышла интригующая лента Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» (точное и бескомпромиссное исследование природы власти человека над человеком), и его концом, когда на радость армии поклонников сериала «Аббатство Даунтон» появился полнометражный фильм Майкла Энглера по сценарию неувядающего Джулиана Феллоуза. Мостик выстроился и через эпохи английской монархии: от мрачного заката эпохи Стюартов в начале XVIII века к закату викторианской Англии в начале века XX-го. Картины трудно сравнивать, но о природе власти и ее последствиях для души человека обе сообщают достаточно.

 
 Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» 

Интересный фильм представил знаменитый нонконформист и романтик Джим Джармуш, сумев выразить весь комический блеск и леденящий душу ужас фильмов в жанре «зомби-апокалипсис». Его картина «Мертвые не умирают» хоть и не получила «Золотой Пальмовой ветви» в Каннах, стала достойным продолжением исследования «темной стороны героизма», предпринятой автором еще в «Выживут только любовники» (2013).

Не осталась в стороне от мирового кинопроцесса Азия, под знаком которой прошел нынешний Московский международный кинофестиваль. Обязательным к просмотру оказался фильм Пон Чжун Хо «Паразиты». Это своеобразное продолжение социальной повестки, поднятой в прошлогоднем хите японского режиссера Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки». Оба фильма исследуют тему социального неравенства, возможности счастья для семьи за чертой бедности. Проблемы такого рода интересуют режиссеров не только в Азии: русский американец Кирилл Михановский представил остросоциальную межгендерно-рассовую драму «Гив ми либерти» о трудных буднях социального работника в штатовской глубинке. Фильм одновременно достоверный, точный, но и легкий, потрясающе сентиментальный, поэтичный и почти сказочный, оставляющий послевкусие надежды.

Российское кино: год быка, Быкова и Шипенко

Начался российский киногод весьма ярко ― со скандальной премьеры картины Алексея Красовского «Праздник». Лента о праздновании Нового года в блокадном Ленинграде с Тимофеем Трибунцевым и Аленой Бабенко вызвала настоящую войну в среде критиков и лидеров общественного мнения, нашедшую отражение и на наших страницах. Интерес к интернет-премьере фильма Красовского, снятого режиссером полностью за свой счет, был неплохо подогрет шумом вокруг его невыхода в прокат, и к концу года количество просмотров картины чуть-чуть не дотягивает до двух миллионов. 

Тема Великой Отечественной не отпускала наш прокат целый год: вслед за «Праздником», аккурат на 9 Мая, в запоздалый прокат вышел фильм-триумфатор премий «Ника», «Золотой орел» и фестиваля «Кинотавр» 2018 года «Война Анны» Алексея Федорченко с удивительной актерской работой юной Марты Козловой. А вот фильм Павла Лунгина «Братство», наоборот, чести выйти в прокат на 9 мая удостоен не был: сказалась опять-таки скандальная атмосфера вокруг картины. 

Несколько удручающим фактом, на фоне которого приходится подводить итоги российского кинопроката, стало то, что только 8 картин из 68 сумели отработать в прокате государственные деньги. Среди счастливцев ― «Миллиард» Романа Прыгунова, «Бабушка легкого поведения 2» Марюса Вайсберга, «Давай разведемся!» Анны Пармас, «Любовницы» Елены Хазановой, «Трезвый водитель» Резо Гигинеишвили, «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Балканский рубеж» Андрея Волгина. Интересно, что в списке целых три фильма режиссеров-женщин, и два из них («Верность» и «Давай разведемся!») представляют собой попытку серьезного высказывания, а не жанровый ширпотреб. Возглавила же список народных любимцев бесшабашная «стрелялка» о Великой Отечественной войне «Т-34» Алексея Сидорова, собравшая два с лишним миллиарда рублей. Этот же фильм стал главным фильмом по версии пользователей «Яндекса»: они набирали в поисковой строке это название чаще, чем «Джокер» или «Мстители: Финал».

 
 Кадр из фильма «Бык»

Попыток серьезного осмысления периода 1990-х в современном кино не так уж много. А период этот интересный, сложный, вынуждавший людей на поступки. Фильм молодого московского режиссера Бориса Акопова «Бык» был признан лучшим в этом году на «Кинотавре» и получил там же приз за операторскую работу.

Юрий Быков, наверное, мог бы по праву называться режиссером года. Не успел отгреметь скандал с причитаниями по поводу провала в прокате его остросоциального боевика «Завод» (2018), как он уже представляет лирическую криминальную драму «Сторож», где в таких же масштабных антуражах советского наследия, только теперь в угасающем доме отдыха терзающийся муками совести герой-одиночка обретает новое дыхание и новый смысл жизни. Фильм красивый, нежный, с пристальным вниманием к женскому персонажу Аллы Югановой ― страдающей от нелюбви и неустроенности жены делового человека.

Свою версию невозможности любви и простого человеческого счастья, связанного с недостатком уважения к личности, представил Михаил Идов в режиссерском дебюте «Юморист». Картина послужила поводом для появления хита рэпера Фейса, который провел параллели между поздним застоем и современностью.

 
Кадр из фильма «Юморист»

Не меньший, а быть может, и даже больший кризис отсутствия воздуха свободы показал фильм-эксперимент Александра Шейна «ВМаяковский», где заглавный герой Юрия Колокольникова судорожно глотает воздух большим ртом, нервно декламирует со сцены и отчаянно веселится на домашних журфиксах с Лилей Брик (Чулпан Хаматова). Поэтическое начало поддержал в своей драме Александр Лунгин. «Большая поэзия» стала первой полностью самостоятельной полнометражной картиной сына знаменитого режиссера, и, кажется, эта династия не прервется. Как ни странно, продолжила тему литераторов экранизация романа Дмитрия Глуховского «Текст» под режиссурой Клима Шипенко. Фильм с Александром Петровым в главной роли, блестяще прошедший в прокате, стал не единственным подарком Клима российскому зрителю: спустя два месяца после выхода на экраны «Текста» состоялась премьера ядовито-клюквенного фильма «Холоп», собирающего кассу и приличные отзывы в самом ценном ресурсе ― сарафанном радио.

От свинцовой прохлады социальной неустроенности нас в этом году отвлекал Валерий Тодоровский, представив теплый и лиричный, полный юмора и солнца фильм «Одесса». Тот стал своего рода данью прошлому и практически биографией самого режиссера, описавшего атмосферу и забавные события в жизни большой семьи в большом портовом городе советской Украины. Но не только Тодоровский-младший пытался согреть сердца российского зрителя: дышащая израильским зноем картина режиссера-дебютанта Евгения Емелина «Варавва» поведала интересную версию событий, связанных с личностью библейского преступника Вараввы. Мимолетная встреча со Спасителем оставила глубокий след в его душе.

Наверное, самой важной премьерой российского кино в 2019-м можно назвать картину Андрея Кончаловского «Грех», которую мэтр снимал в Италии, в местах, где работал и жил великий Микеланджело Буонарроти. Лента стала яркой метафорой творчества вообще и невозможности для человека, даже гения, преодолеть свою природу и проникнуть в высшие сферы божественного начала.

Документальное кино: блогеры осваивают длинный цифровой метр

Главной тенденцией российской документалистики в 2019 году стали весьма успешные попытки вчерашних тележурналистов и сегодняшних видеоблогеров снять значимые документальные фильмы. Первой ласточкой в этом направлении полетел Юрий Дудь, которому наскучило сидеть по разным лофтам и говорить то с одним модным персонажем, то с другим. Он проехал более 2000 км по трассе «Колыма» и привез из поездки двухчасовое детище под названием «Колыма: родина нашего страха». Грандиозный успех фильма (сейчас более 18 млн просмотров) вдохновил «Дудя в юбке» Ирину Шихман на двухсерийное повествование «Тюрьма. Исправь меня, если сможешь». Поводом послужило как дело Ивана Голунова, так и многочисленные спорные приговоры по политическим мотивам. Несмотря на куда большую широту охвата и весомость интервьюируемых (у Дудя ― двое детей заключённых и просто «народ», у Шихман ― настоящие участники процессов и политические активисты), в этом сексистском мире фильм женщины-режиссера обречен в сумме на какие-то 1,8 млн просмотров.

 
Кадр из фильма «Колыма: родина нашего страха»

Питомец журфака МГУ Дудь не остановился ― и в сентябре, под печальную годовщину Бесланской трагедии, опубликовал в YouTube новый фильм «Беслан. Помни». В ходе съемок Юрий встретился с бывшими свидетелями и жертвами захвата заложников в бесланской школе № 1.

Во всем этом, конечно, больше политики, чем искусства. Чего не скажешь об уже упомянутой картине «Акварель» Виктора Косаковского, или победительнице британского фестиваля «Золотой единорог» в номинации «Лучший экологический фильм», картине Марии Мельник «Отец Байкал». Этот режиссерский дебют был посвящен творчеству бурятского скульптора Даши Намдакова и его отношении к природе родного края.

Среди документальных картин о музыкантах можно выделить масштабный, но довольно бесхитростный «BEEF: Русский хип-хоп» (эдакую энциклопедию современной речитативной жизни), а также посвященную безвременной смерти рэпера Децла (Кирилла Толмацкого) картину «С закрытыми окнами» Романа Супера, автора прошлогоднего фильма-расследования «Как Кирилл Серебренников потратил 218 млн». Еще одной данью памяти, на этот раз Анатолию Крупнову, известному на рубеже веков как лидер групп «Чёрный обелиск» и «Крупский сотоварищи», стала картина «Анатолий Крупнов. Он был» Дарьи Иванковой.

 
Кадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

Из мировой документалистики можно ориентироваться на байопик-расследование о судьбе поп-идола 90-х Майкла Джексона «Покидая Неверленд» Дэна Рида, а также рифмующийся с темой обрушенной репутации «Быть Харви Вайнштейном» британки Урсулы Макфарлейн. Тут все ясно: история человека пишется его жертвами, вчерашний кумир становится изгоем ― картина, знакомая по судьбам Романа Полански, Ким Ки Дука, Кевина Спейси и многих других. Неожиданный политический экспромт от Вернера Херцога вышел на экраны в декабре этого года: картина «Встреча с Горбачевым» переносит зрителя в эпоху падения социалистического лагеря вообще и Берлинской стены в частности. Все эти неоднозначные события стали возможны благодаря первому президенту СССР Михаилу Горбачеву, и какие знаки на каких событиях расставит знаменитый документалист, узнает только зритель. 

 
Кадр из фильма «Тайна печати дракона»

Провалы года: яма без дна

Одним из самых ярких провалов в российском прокате стала «Тайна печати дракона» Олега Степченко. Ни совместное с Китаем производство, ни звезды отечественного кино, ни трюки и драки, ни удивительный сюжет, ни даже живые Арнольд Шварценеггер с Джеки Чаном не обманули зрителя: фильм не собрал и половины бюджета. Провалился, но вполне ожидаемо, и американский фильм «Холмс и Ватсон» Этана Коэна с Уиллом Ферреллом и Джоном Си Райли. Как бы ни были хороши актёры, но издевательство над великим сыщиком не вызвало восторга. Стоило предполагать, Ватсон!

Сериалы: многим песенкам конец

Трагические события на Чернобыльской АЭС в украинском городе Припять приковали внимание всего мира, будучи изложенными с неприглядной, но сдержанной прямотой режиссером Юханом Ренком в мини-сериале «Чернобыль». Несмотря на забавные ляпы и спорные допущения, сериал выдержан с впечатляющей бытовой достоверностью и стал лидером мирового цифрового проката.

Мрачная и недлинная (по меркам сериальной продукции) история «Чернобыля» послужит слабым утешениям зрителям проектов, которые были завершены в этом году. Это, конечно, «Игра престолов», последний сезон которой вызвал массовую истерию и требования переснять концовку. Это и «Теория большого взрыва», продолжавшаяся рекордные 12 сезонов. Закончена эра научно-фантастических откровений от создателей «Черного зеркала», прекратились съемки сериала «Большая маленькая ложь». Зато запущены новые успешные проекты: мультипликационный хоррор «Любовь, смерть и роботы», британское пубертат-драмеди «Половое воспитание» и американские «Пацаны», посвященные вечной проблеме двойственности положительного и отрицательного начал в супергеройстве. Самым ярким и прямым высказыванием о присутствии Бога в нашей жизни стал, возможно, сериал «Бог меня зафрендил», второй сезон которого вышел в 2019-м, и конца этой прекраснодушной апофатике с поисками Всевышнего в соцсетях и деланием добра не видно.

 Кадр из сериала «Слуга народа» 

Среди отечественных проектов можно выделить увеселительно-бодрящий проект «Толя-Робот» Алексея Нужного с неплохим дуэтом Александра Паля и Евгения Кулика в ролях парня, который учится жить на протезах, и его незадачливого друга. Из рук Константина Богомолова Дарья Жук («Хрусталь») подхватила сериал «Содержанки» ― проект со скандалинкой, гламуринкой и прочей телесной низостью, однако за творчеством Жук, хоть и в формате сказки о развратной московской элите, хочется последить. Еще одним любопытным проектом обогатила наши домашние экраны студия «Марс Медиа». Это сериал Бориса Хлебникова («Коктебель», «Аритмия») «Шторм» с Анной Михалковой и Александром Робаком в роли семейной пары, где муж-полицейский идет на должностное преступление ради жены, а его лучший друг вынужден выводить героя на чистую воду.

Ну и, конечно, нельзя пройти мимо украинского комедийного сериала «Слуга народа». Его заключительный третий сезон не отличался художественными достоинствами и слишком напоминал предвыборный ролик. Но тем он и интересен: если в сериале президентом Украины становится простой школьный учитель, то в жизни победу на выборах одержал исполнитель главной роли ― бывший КВНщик Владимир Зеленский. Полное отсутствие политического опыта не помешало ему оглушительно разгромить конкурентов, а потом и завоевать парламент с партией, названной в честь сериала. Такой трансформации кино в жизнь (слоган «Слуги» ― «История следующего президента»!) мы ещё не видели.

 
Кадр из фильма «Мысленный волк»

В общем, кинематограф в этом году был к нам, зрителям, довольно благосклонен: много фантастики («Мстители: Финал», «Звездные войны: Скайуокер. Восход»), много фильмов-аттракционов («Форд против Феррари»), много детского и семейного кино («Холодное сердце 2», «Как приручить дракона 3»). Появлялись и фильмы-загадки ― «Мысленный волк» Валерии Гай Германики или «Портрет девушки в огне» Селин Сьяммы.

Ну а если вы не боитесь заскучать и даже готовы к сотворчеству с режиссером, то смотрите «Озеро диких гусей» Дяо Инаня или даже «Собаки не носят штанов» Юкки-Пекки Валькеапии. А почти провалившаяся в прокате космическая драма Джеймса Грея «К звездам» могла бы многое поведать зрителю об отношениях с отцом и одиночестве, если бы он принял во внимание, что так же, как российские киноделы мечтают повторить успех массового американского кино, американские режиссеры хотят повторить успех европейского авторского кино во главе с Андреем Тарковским. Ведь на арт-хаус ни денег, ни времени жалеть не надо: каждый фильм ― это попытка серьезного разговора и плод длительных и больших усилий, так что вкусить его ― наша первостепенная задача.

Не меньший, а быть может, и даже больший кризис отсутствия воздуха свободы показал фильм-эксперимент Александра Шейна «ВМаяковский», где заглавный герой Юрия Колокольникова судорожно глотает воздух большим ртом, нервно декламирует со сцены и отчаянно веселится на домашних журфиксах с Лилей Брик (Чулпан Хаматова). Поэтическое начало поддержал в своей драме Александр Лунгин. «Большая поэзия» стала первой полностью самостоятельной полнометражной картиной сына знаменитого режиссера, и, кажется, эта династия не прервется. Как ни странно, продолжила тему литераторов экранизация романа Дмитрия Глуховского «Текст» под режиссурой Клима Шипенко. Фильм с Александром Петровым в главной роли, блестяще прошедший в прокате, стал не единственным подарком Клима российскому зрителю: спустя два месяца после выхода на экраны «Текста» состоялась премьера ядовито-клюквенного фильма «Холоп», собирающего кассу и приличные отзывы в самом ценном ресурсе ― сарафанном радио.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале