В литературном клубе МГУ обсудят роман Кортасара «Игра в классики»

Экспериментальный роман аргентинского писателя, написанный в 1963 году, считается самым известным его произведением и заметным образцом постмодернистской литературы — антиромана.
 

Встреча состоится 22 ноября 2019 года на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Моховая 9с2). Ее проведет старший преподаватель журфака Руслан Поддубцев.

Участники литературного клуба попытаются осмыслить книгу, считающуюся своеобразным эталоном магического реализма. Его отличительной чертой является взаимопроникновение фантастики и реальности. Сам Хулио Кортасар признавался, что не может писать, не включая фантастику в свое произведение.

Главный герой романа — Орасио Оливейра — предаётся размышлениям о подноготной своего существования и сложных взаимоотношениях с окружающим миром. Катализатором его размышлений служит общение со знакомыми: возлюбленной из Парижа по имени Мага, парижским «Клубом» интеллектуалов и аргентинскими друзьями Тревелером и Талитой.

Роман отличается необычной структурой. Согласно предисловию, оставленному самим писателем, в книге заключается сразу «много книг», однако, как минимум, Кортасар предлагает две техники чтения: обычную, в которую входят первые две части романа — «По ту сторону» и «По эту сторону» (где завершается основной сюжет), и чтение по специальной схеме, когда следует также читать главы из части «С других сторон». Порядок, в котором следует читать книгу, установлен самим писателем — ему можно следовать с помощью схемы или указателей в конце каждой главы. В схему попадают все главы романа, кроме предпоследней, 55-й.

 «Игра в классики» — это роман-игра, и от читателя здесь требуется играть в буквальном и переносном смысле. Взаимодействие с читателем Кортасар осуществляет на различных уровнях реализации текста, на одних уровнях это очевидно с первого взгляда, на других становится заметным при вдумчивом прочтении и перечитывании.

Хулио Кортасар. Творческая деятельность

Аргентинский прозаик и поэт Хулио Кортасар (1914-1984) жил и работал преимущественно в Париже.

Первый рассказ «Захваченный дом» был напечатан в 1946 году в журнале, издаваемом Хорхе Луисом Борхесом, которого Кортасар считал своим наставником. Уже на начальном этапе творчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальности с фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. Ничем не примечательная и внешне устойчивая обыденность начинала расшатываться под воздействием таинственных, враждебных сил, агрессия ирреальности порождала неясное беспокойство, предчувствие опасности — романы «Экзамен» (написанный в 1945 году, увидел свет только в 1986 году), «Выигрыши» (1960), сборники рассказов «Бестиарий» (1951), «Конец игры» (1956—1964).

 
 Хулио Кортасар 

Фантастический вымысел позволял предположить сомнительность и условность устоявшихся представлений об окружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности. По мотивам новеллы «Слюни дьявола» Микелеанджело Антониони поставил нашумевший артхаусный фильм «Фотоувеличение» (1966).

С годами своеобразный кортасаровский способ передачи фантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего не всегда была обусловлена вмешательством силы «извне», нередко непривычное, неожиданное зарождалось во внутреннем пространстве самого человека.

Кортасар — признанный мастер новеллы, автор сборников «Жизнь хронопов и фамов» (1962), «Все огни — огонь» (1966), «Тот, кто здесь бродит» (1977), «Некто Лукас» (1979), «Мы так любим Гленду» (1980), «Вне времени» (1982) и др. — с большим вниманием относился к этому жанру, полагая, что «роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом».

Его рассказы — развернутые метафоры, их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсация внутреннего ритма, отшлифованность словесного материала. Но славу Кортасар снискал главным образом как романист, выступив одним из создателей «нового латиноамериканского романа».

После написанных исключительно на аргентинском материале «Экзамена» и «Выигрышей» в зрелый период творчества созданы «Игра в классики», «62. Модель для сборки» (1968); героями этих произведении являлись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центре внимания автора — современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, о самостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви, но зачастую это предстает в сугубо метафоризированных вариантах.

Романы отличает новая, необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, усложненные аллюзии, многослойная символика, их пронизывает экспериментаторский и игровой дух — неистощимая фантазия автора открывает простор для воображения и мысли дотошного читателя, становящегося соучастником акта творчества. Писатель играет со словами, образами, виртуозно использует пародию, гиперболу, парадокс. Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном пространстве — это группы близких по духу и образу мыслей людей, которые стремятся своим повседневным существованием опровергать существующий миропорядок с его условностями и стандартами, не желающих вести благопристойный образ жизни.

***

Начало встречи в 18.45.

На вечер приглашаются все желающие. «Даже если не читали или прочитали частично, приходите, не стесняйтесь. Беседа строится так, что все могут участвовать», — отмечают организаторы.

Телефон для справок: +7 (963) 771-20-03 (Дмитрий).

Литературный клуб — это сообщество неравнодушных к литературе студентов, аспирантов, преподавателей МГУ и других вузов. «Наша цель — дать возможность людям обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями, находить единомышленников», — подчёркивают создатели клуба.

Странички клуба в социальных сетях:

http://vk.com/litclub_msu
https://www.facebook.com/groups/mgubookclub/

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале