Классики русской литературы больше всего любили черный и красный цвета

Об этом говорится в исследовании выпускницы факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Любови Поповец.

Решив проанализировать цветовую палитру в романах классиков русской литературы, Любовь Поповец составила список из 26 цветов и с помощью методов компьютерной лингвистики посчитала, сколько раз они встречаются в произведениях девяти русских классиков — Алексея Толстого, Максима Горького, Владимира Набокова, Льва Толстого, Михаила Булгакова, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Ивана Гончарова.

Поповец анализировала только романы. Поэтому ее исследование не коснулось произведений таких авторов, как Антон Чехов, Иван Бунин, Алексадр Куприн и Михаил Салтыков-Щедрин, поскольку они почти не писали романов, и их тексты трудно было корректно сопоставлять с романами других писателей.

 «Анализировались только романы, чтобы тексты были одновременно и длинными, и цельными с точки зрения использования цветовой гаммы», — отмечает Любовь Поповец.

Оказалось, что наиболее популярным цветом у всех русских классиков был черный, а более всего его употреблял для описаний Набоков.

Результаты исследования опубликованы на специальном сайте.

Самый черный и самый красочный

В ходе исследования выяснилось, что более всего цветов в романах Алексея Толстого — 3451 и Максима Горького — 3197, хотя эти авторы и не лидируют по числу страниц. Наиболее широкая цветовая палитра у Владимира Набокова, и он же занял третье место по «красочности» произведений. Менее всего цветов у Ивана Тургенева — 512 и Ивана Гончарова — 683.

Три наиболее популярных цвета: это черный — встречается в романах 3324 раза, красный — 2527 и алый — 1722. Четвертое и пятое место заняли белый (белесый) — 1510 и серый — 1047. Следом пошла группа «природных» оттенков: зеленый (изумрудный) — 922, золотой — 911, желтый — 877 и синий — 697.

Реже всего попадались лазурный — 25 раз, коралловый — 14, пурпурный — 11 и бежевый — 5 и только у Набокова, он же лидирует и по количеству черного цвета в романах.

 

Проанализировав данные, Любовь Поповец убедилась в том, что во время чтения запоминаются не самые распространенные, а наоборот, необычные цвета. По ее мнению, именно поэтому в литературоведении есть столько мифов по поводу любимых цветов писателей: считается, что Тургенев чаще всего использовал синий цвет (на самом деле черный), а Достоевский — грязно-желтый (тоже черный).

По словам Поповец, данное исследование не касается психологии цвета и не отвечает на вопрос «что хотел сказать автор»: «Вопрос о том, какую цветовую картину в целом видят читатели, настолько же расплывчатый, как и тот, насколько они вообще поняли произведение». 

Цветовая палитра русских классиков

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)

Как и дальний родственник Лев Николаевич, Алексей Толстой в своих романах наиболее часто использовал чёрный и красный (606 и 585 раз). Но, несмотря на меньшее количество написанных страниц, он упоминал цвета почти в два раза чаще. Алый (525), белый/белёсый (279), золотой (260), а также серый (179), зелёный/изумрудный (187), жёлтый (168) и синий (141) — это наиболее богатая палитра среди всех проанализированных романов. Оттенки фиолетового фигурируют в произведениях А.Толстого реже всего.

Всего упоминаний цветов: 3451

Цветов на страницу: 1,7

Максим Горький (1868-1938)

Зная о положительном отношении Горького к Октябрьской революции и большевикам, можно предположить, что в цветовой гамме его произведений должно быть много алого и красного, мало утонченных оттенков. На поверку это почти так: чёрный встречается 590 раз, серый — 410, красный — 441, алый — 351. Пурпурному из той же гаммы, но идеологически не близкому, Горький уделял намного меньше внимания — этот цвет встречается всего 3 раза. Лазурный и серебристый писатель также обошел вниманием, они появляются один и семь раз, хотя с золотым проблем у писателя не было — 155. В отличие от Льва Толстого, у которого разрыв между тремя самыми часто встречающимися цветами и остальными составляет более четырех раз, Горький в своих романах использовал цвета более равномерно.

Всего упоминаний цветов: 3197

Цветов на страницу: 1,6

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Автор «Мастера и Маргариты» предпочитал драматическую палитру — чёрный (399), алый (184), красный (153). Величественные золотой и белый — 127 и 100 раз, реже всего — сизый, русый и карий (5, 1 и 1 раз). Но тут само собой всплывает в памяти «в белом плаще с кровавым подбоем», и, как и другие поэтичные описания, затрудняет анализ частоты упоминания цветов — посчитать можно было только прямые упоминания.

Всего цветов: 1460

Цветов на страницу: 1,3 

Владимир Набоков 

Владимир Владимирович Набоков (1899-1977)

Несмотря на самую широкую цветовую гамму, самые частые цвета в романах Набокова те же — чёрный (711 раз), красный (250), белый/белёсый (236). Однако, это единственный писатель, у которого среди популярных оказались зелёный/изумрудный (213), синий (178) и розовый (173 раза). Лиловый, фиолетовый и сиреневый – не самые популярные цвета у Набокова, но всё равно встречаются чаще, чем у других романистов.

Всего цветов: 2695

Цветов на страницу: 1,4

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Единственный из всех анализируемых писателей, у которого голубой цвет встречается намного чаще (в три раза), чем синий. Чаще всего — чёрный (154), красный (139) и белый/белёсый (113), реже (60-70 раз) — золотой, зелёный/изумрудный, жёлтый. Повторений серого, вопреки ожиданиям, было всего 20. У Достоевского меньше всего упоминаний цветов на страницу. А как иначе, когда речь идет о радикальных метафизических проблемах — тут либо черное, либо белое.

Всего упоминаний цветов: 745

Цветов на страницу: 0,3

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Взгляд Льва Николаевича Толстого строг, и с цветовой гаммой у него тоже все серьезно: красный встречается 496 раз, белый/белёсый — 370, чёрный — 306. Другие цвета встречаются значительно реже. Золотой и серый по 77 раз, зелёный/изумрудный 72, жёлтый — 67. Практически нет упоминаний цветов фиолетовых оттенков, за исключением лилового: чаще, чем у Л. Толстого, лиловый встречается только у В. Набокова и А. Толстого.

Всего упоминаний цветов: 1778

Цветов на страницу: 0,7

Иван Александрович Гончаров (1812-1891)

Автор трёх романов, названия которых начинаются на «Об», чаще всего описывал объекты алого цвета (встречается 192 раза) и красного (138). На 3-м месте с большим отрывом чёрный — 64 раза. Сравнительно часто появлялись синий и оттенки фиолетового, хотя вообще эта гамма писателями не очень ценилась.

Всего упоминаний цветов: 683

Цветов на страницу: 0,4

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Автор культового романа «Отцы и дети», импозантный мужчина справа, использовал цвета на удивление редко, не выделяя любимых. Чёрный (84), красный (75), белый/белёсый (54) и зелёный/изумрудный (52) появляются почти в шесть раз чаще, чем в среднем остальные цвета.

Всего упоминаний цветов: 512

Цветов на страницу: 0,5

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)

Некрасов-романист менее известен, чем Некрасов-поэт, и более недооценён. Его романы а по количеству страниц находятся на первом месте по сравнению с работами остальных восьми романистов. У Некрасова превалируют алый (455), чёрный (410 раз), красный (250), белый/белёсый (147), а реже всего — оттенки фиолетового и малиновый.

Всего упоминаний цветов: 1822

Цветов на страницу: 0,7

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале