МХАТ имени Горького восстанавливает «Синюю птицу»

В начале ноября МХАТ имени М. Горького представит премьеру реконструированной версии спектакля «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка. Это единственный спектакль Константина Станиславского, сохранившийся до наших дней. Публикуем фотографии корреспондента «ТД» с прогона спектакля.
 

Премьера первой (взрослой) версии спектакля состоялась 13 октября 1908 года, напоминает пресс-служба МХАТ. Вместе со Станиславским режиссёрами спектакля стали Леопольд Сулержицкий и Иван Москвин. Художник постановки — Владимир Егоров, музыку написал театральный композитор-новатор Илья Сац. В роли Митиль выступила знаменитая актриса Алиса Коонен. Спектакль поражал чудесами театральной машинерии, парадом живописных костюмов и ярких аттракционов и стал воплощением безграничной детской фантазии.

За сто лет многое поменялось в стране, менялась и «Синяя птица»: еще при Станиславском шлифовался перевод, обновлялись после пожара декорации и костюмы, из спектакля убирались отдельные сцены. К 1925 году полностью устоялся формат детской версии «Синей птицы». Однако с течением времени, под влиянием веяний моды, цензурных соображений и языковой «мишуры», в спектакле накапливался балласт. Теряя философскую глубину и энергетику, «Синяя птица» нередко уходила в формат детского утренника.

С января этого года проведена обширная исследовательская работа, восстановлены оригинальный текст постановки 1925 года, декорации и костюмы. Эта «детская» версия отличается от «взрослого» спектакля 1908 года: в ней изъяты три важные символистские сцены, к восприятию которых юный зритель ещё не готов. В долгосрочных планах театра — восстановление полной, «взрослой» версии 1908 года.

Уже в этом году в рамках реконструкции спектакля будет полностью восстановлена декорация «Дворца Феи» — создающая перспективу маленькая колоннада, а также пол «в шашечку», как средневековых соборах. Вернутся в садик умерших Бабушки и Дедушки воздушные силуэты людей — точно такие же силуэты видим мы и на эскизах пока отсутствующих сцен «Кладбище» и «Царство Будущего». Станет ярче декорация с дубом по дороге в Страну Воспоминаний.

Дом Дровосека станет универсальным — вместо двух декораций авторы реконструкции придумали одну, где можно будет работать со знаменитым черным бархатом и устраивать все чудесные спецэффекты. Один и тот же дом сможет быть и простым жилищем дровосека, и местом чудесных превращений.

В целом световые эффекты спектакля станут чище и ярче. Важно и то, что декорации спектакля теперь мобильнее и удобнее для сборки, а значит, «Синяя птица» сможет легко и часто гастролировать, поясняет пресс-служба театра.

Режиссеры восстановления — художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков и актриса театра Наталья Пирогова, уже много лет ответственная за сохранение традиций спектакля.

Работу над восстановлением текста провела историк, ведущий редактор МХАТ Юлиана Бачманова.

Фото Михаила Ерёмина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале