Пилотам, посадившим самолет с людьми в поле, дали звания Героев России

Командиру корабля, выполнявшему рейс Москва — Симферополь, и второму пилоту пришлось экстренно сажать борт прямо в кукурузном поле под Москвой. В двигатели Airbus А321 попало несколько чаек, возникла аварийная ситуация. Никто из 226 пассажиров не погиб.
Дамир ЮсуповГеоргий Мурзин
Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, 15 августа2019 года успешно посадившие самолет А321 «Уральских авиалиний» «Москва — Симферополь» в кукурузное поле после столкновения с птицами, удостоены званий Героев России, сообщает РИА Новости.

В тот день сразу после взлета из аэропорта «Жуковский» в двигатель самолета попали чайки, что привело к перебоям в его работе. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин приняли решение экстренно сесть в кукурузном поле возле деревни Рыбинское городского округа Раменский. В итоге, самолет благополучно приземлился с убранными шасси. На борту самолета находились 226 человек, среди которых — шесть детей. В результате ЧП погибших нет.

«Мной подписан указ о награждении экипажа воздушного судна, которое, как известно, произвело внештатную посадку, жесткую, в аэропорту Жуковского» — цитирует агентство президента России Владимира Путина.

Глава государства уточнил, что командир самолета Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин награждены званиями Героев России, остальные члены экипажа — орденами Мужества.

По его словам, «качество подготовки летного состава этой компании («Уральские авиалинии») можно считать удовлетворительной».

Чудо на кукурузном поле

Самолет Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», следовавший рейсом U6 178 по маршруту Жуковский — Симферополь, сразу после взлета утром 15 августа был вынужден совершить аварийную посадку. В оба его двигателя попали птицы, после чего обе силовые установки стали существенно барахлить.

Пилоты приняли решение садиться в кукурузном поле, которое было прямо по курсу. Они отключили оба двигателя и не стали выпускать шасси.

Как подчеркнул глава Росавиации Александр Нерадько, в такой ситуации это решение было единственным верным.

Лайнер благополучно приземлился неподалеку от деревни Рыбинское в Раменском районе Подмосковья. Экипаж провел эвакуацию пассажиров по надувным трапам.

Фото: РИА Новости

Пожара удалось избежать, хотя баки были полны топлива.

На борту лайнера было 226 пассажиров и семь членов экипажа, все выжили.

Командиром воздушного судна был Дамир Юсупов, вторым пилотом Георгий Мурзин, старшим бортпроводником Дмитрий Ивлицкий, бортпроводниками на рейсе работали Надежда Вершинина, Дмитрий Гончаренко, Алия Слякаева, Яна Ягодина.

Общий налет 41-летнего командира самолета Юсупова превышает три тысячи часов. В 2013 году он с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. После этого был принят на работу в авиакомпанию «Уральские авиалинии». В 2018 году получил вторую специальность: окончил Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Бугаева по направлению «аэронавигация».

Второму пилоту 23 года. В 2017 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. На работу в авиакомпанию был принят в 2018 году. Общий налет — более 600 часов.

Чудо на Гудзоне

Успешную посадку А321 называют «Чудом на кукурузном поле» по аналогии с аварийной посадкой лайнера A320 на реку Гудзон в Нью-Йорке 15 января 2009 года, когда в двигатели самолёта так же попали птицы.

Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл. Всего через полторы минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок, и у него отказали оба двигателя.

Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили.

После приводнения самолёт остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на обе плоскости крыла. Все находившиеся на борту пассажиры были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находилась одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).

 

78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводили цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды).

Самолётом управлял опытный экипаж. Командир воздушного судна (КВС) — 57-летний Чесли Б. Салленбергер (Chesley В. Sullenberger). Очень опытный пилот, проходил службу в ВВС США, где пилотировал истребитель F-4 Phantom II (1973-1980 гг.) После выхода в отставку продолжил лётную службу в качестве пилота в авиакомпаниях Pacific Southwest Airlines и US Airways. Является экспертом в области безопасности полётов и имеет сертификат на пилотирование планёров. Налетал 19 663 часа, 4765 из них на Airbus A320.

Второй пилот — 49-летний Джеффри Б. Скайлз (Jeffrey B. Skiles). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании US Airways 23 года (с 1986 года). Налетал 15 643 часа, на Airbus A320 это был только второй его полёт. За время планирования самолёта привёл все его системы и механизмы в режим, обеспечивающий герметичность планера самолёта при посадке на воду и последующее долгое пребывание на плаву.

В СМИ происшествие известно как Чудо на Гудзоне (Miracle on the Hudson).

Столкновения с птицами

Столкновения с птицами (birdstrike по-английски) в воздухе неизбежны, и последствия всегда серьезные — ведь средняя скорость самолетов на высоте ниже 1000 метров составляет от 200 до 400 километров в час. Пернатых на такой скорости можно сравнить разве что с боевым снарядом. В 40 процентах случаев птицы попадают именно в двигатели.

В теории в каждом крупном аэропорту должна быть орнитологическая служба, которая ведет наблюдения и статистику, изучает маршруты миграции пернатых, проводит мероприятия по их отпугиванию. Однако зачастую такие службы работают недостаточно эффективно.

 
Фото: Joker.ykt.ru 

Например, 15 июля 2019 года самолет «Победа», выполнявший рейс Казань — Санкт-Петербург, вернулся в аэропорт вылета из-за технической неисправности. Причина — попадание птицы в двигатель. Посадка прошла благополучно, на борту находились 185 пассажиров. Тогда пресс-секретарь «Победы» Елена Селиванова рассказывала, что представители авиакомпаний неоднократно сообщали Росавиации о серьезной угрозе безопасности из-за недостаточного орнитологического обеспечения.

В 2016 году птица попала в двигатель следовавшего из Москвы Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» при посадке в аэропорту Томска. Ранее в том же году Airbus А320 «Аэрофлота», выполнявший рейс Томск — Москва, после взлета вернулся в аэропорт тоже из-за столкновения с птицей. А через месяц Ан-24 из Сургута был вынужден уйти на второй круг из-за птиц на взлетно-посадочной полосе.

В ходе проверок вышеупомянутых инцидентов томская транспортная прокуратура выявила недочеты в работе орнитологической службы воздушной гавани. Однако там с претензиями прокуроров не согласились, сославшись на то, что аэропорт располагает даже более современным и эффективным оборудованием, чем того требует законодательство.

Тем временем в Сети задаются вопросом: откуда же взялась целая стая чаек так близко от аэропорта? У жителей Жуковского есть своя версия. Они говорят, что неоднократно обращались к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с просьбами убрать свалки вблизи аэропорта, но все безрезультатно. Очевидцы не раз писали в соцсетях о том, что вокруг свалок неподалеку от взлетной полосы собираются стаи пернатых.

Впрочем, в Минэкологии Московской области опровергли предположение, что причиной жесткой посадки Airbus стали свалки.

Чудо на клеверном поле

Ещё один подвиг совершил курский пилот Юрий Ермаков, которые посадил АН-24 в клеверном поле 16 декабря 1982 года.

В этот день была облачная погода. Недалеко от Одессы в самолете сработала сигнализация, произошло аварийное отключение автопилота и не только, появился запах гари. Бортмеханик принес огнетушитель, но пламя было не остановить — оно «шло» по потолку.

Чтобы пассажиры не задохнулись от дыма, бортмеханик предложил разгерметизировать самолет. Именно это спасло пассажиров от угара, а решение по разгерметизации салона окажется в руководстве по летной эксплуатации.

Посадку на клеверное поле пришлось совершать «на глаз». Все пассажиры и летный экипаж рейса №395 остались целыми и невредимыми.

Самолет взорвался, когда уже произошла эвакуация.

Никаких наград и званий Героя Юрий Ермаков не получил. В те времена о подобных происшествиях было принято молчать.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале