Как расстреляли царя

В день мученической кончины последней царской семьи публикуем главу из книги нашего колумниста Андрея Зайцева, которая сейчас готовится к изданию.
 
«Что можно сказать о значении и последствиях цареубийства, совершившегося в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Оно было одним из первых откровенных проявлений уже победившего беспрецедентного богоборчества и человеконенавистничества. То, что произошло тогда в Ипатьевском доме, было "бессудным" и не имеющим никакого оправдания уничтожением последнего Царя — Помазанника Божия и всей семьи дома Романовых»[1].

В церковной оценке убийства царской семьи очень важно слово «бессудным». Те, кто отвел 11 человек в подвал дома Ипатьева, очень хотели доказать потомкам правомерность и правомочность своих действий.

Они считали себя не уголовниками, совершающими преступление, а людьми, которые защищают молодую советскую республику от врагов. Без понимания этого мотива действий команды последнего коменданта Дома Ипатьева Якова Юровского сложно оценивать то, что случилось после полуночи 17 июля 1918 года.

Спустя почти сто лет и Церковь, и государство согласны, что с семьей последнего русского императора и их верными слугами жестоко расправились, но сразу после расстрела давались разные оценки убийству Николая II.

Я уже цитировал стихотворение Владимира Маяковского «Император». Через десять лет после трагедии поэт оправдывал действия команды Юровского и пытался объяснить их причины:

Прельщают
многих
короны лучи.
Пожалте,
дворяне и шляхта,
корону
можно
у нас получить,
но только
вместе с шахтой[2].

Так же мыслили и те, кто участвовал в расстреле. В последние двадцать лет появилось несколько работ, в которых большевиков, принимавших решение о расстреле царя, и самих убийц называют «недалекими злодеями без человеческих чувств и моральных принципов». Мне этот подход кажется слишком упрощенным.

 
 Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной (Тобольск, зима 1917 г.)

При оценке исторических событий и действий нельзя просто менять знаки с плюса на минус. При советской власти Николай II был исчадием ада, а те, кто совершил это чудовищное преступление — героями. В наши дни последний русский император под пером некоторых исследователей становится воплощением всех возможных добродетелей, фактически обожествляется, а его убийцы превращаются в чертей без рогов и копыт.

Такие модели опасны, поскольку один миф о реальности подменяется другим.Я предлагаю читателю не выбирать между двумя мифами, а попробовать понять причины и мотивы действий команды Юровского в ту страшную ночь. Сразу скажу, что «понять» не значит «оправдать» — убийство царской семьи было на самом деле зверским и злодейским. Просто изучение прошлого своей страны — слишком сложный предмет для черно-белых картин.

Итак, нам предстоит весьма тяжёлое путешествие во времени. Но сначала скажу несколько слов о показаниях тех, кто убивал царскую семью.

О том, что происходило в подвале дома Ипатьева, сохранились свидетельства участников расстрела (Юровский, Ермаков[3], Медведев[4], Никулин[5] и др.), тех, кто участвовал в уничтожении тел и тех, кому Юровский докладывал о казни (Белобородов[6]). Добавим к этому протоколы допросов следователя Николая Соколова и рассказы тех, кто что-то слышал или узнал от участников расстрела.

В своих воспоминаниях участники убийства по-разному описывают детали происходившего. Главный спор идет о том, кто из них лично застрелил Николая II, поскольку убийство царя с точки зрения советской власти — не преступление, а почти подвиг.

При анализе многочисленных источников исследователи по-разному оценивают степень подготовки участников к преступлению и (реже) способ убийства той или иной жертвы. Я буду цитировать «Записку» Юровского и при необходимости дополнять ее свидетельствами других участников расстрела, материалами следственного дела и некоторыми комментариями исследователей.

Яков Юровский

17 июля 1918 года около половины второго ночи царскую семью и слуг будят и приказывают спуститься на первый этаж.

По версии Юровского, около получаса уходит на одевание и приведение себя в порядок, а затем (в два часа ночи) царская семья и слуги спускаются по лестнице в комнату «с деревянной отштукатуренной перегородкой (чтобы избежать рикошетов); из нее была вынесена вся мебель»[7].

Яков Юровский кратко рассказывает, как жертвы спускались по лестнице: «Николай нес на руках Алексея, остальные несли с собой подушечки и разные мелкие вещи»[8] (другие участники расстрела расскажут, в какой последовательности спускались люди, и что они несли в руках, кроме подушек).

11 человек (семь членов царской семьи и четверо слуг) оказались в маленькой пустой комнате. Александра Федоровна попросила стул. Юровский пишет, что принесли два стула. На один села царица, на другой посадили Алексея Николаевича (по другой версии,стульев было не два, а три, и Николай II тоже сидел)[9]. Остальные (Николай II c дочерями и слугами) встали в ряд. Комната маленькая, люди заняли все пространство от одной стены до другой. Через несколько минут Юровский приглашает в комнату расстрельную команду.

Участники расстрела и исследователи по-разному описывают, кто где стоял, но все сходятся в одном.

В комнате находилось очень много людей — 11 жертв и до 12 убийц (здесь показания участников расстрела сильно расходятся. По версии Юровского, палачи и жертвы стоят напротив друг друга, по другой версии, в комнате находятся только жертвы, а стрельба ведется через дверной проем).

 
Убитые в доме Ипатьева вместе с Царской семьей:
лейб-медик Е.С. Боткин, лейб-повар И.М. Харитонов,
комнатная девушка А.С. Демидова, камердинер полковник А.Е. Трупп

Дальше процитирую «Записку» Юровского: «Когда вошла команда, ком[ендант] сказал Р[омано]вым, что ввиду того, что их родственники в Европе продолжают наступление на советскую Россию, Уралисполком постановил их расстрелять. Николай повернулся спиной к команде, лицом к семье, потом, как бы опомнившись, обернулся к коменданту, с вопросом "Что? что?"Ком[ендант] наскоро повторил и приказал команде готовиться. Команде заранее было указано, кому в кого стрелять и приказано целить прямо в сердце, чтобы избежать большого количества крови и покончить скорее»[10].

Здесь Яков Юровский старается оправдать свои действия. Он ссылается на постановление Уралисполкома, хотя на самом деле речь идет о нескольких совещаниях накануне и постоянных переговорах с Москвой, в которых решается участь царской семьи, и говорит о приказе стрелять прямо в сердце, чтобы избежать крови и дополнительных мучений для жертв.

По мнению экспертов, технически такой выстрел сделать сложно, поскольку тяжесть ранения часто связана с количеством крови — чем больше крови, тем опасней рана и быстрее смерть.

Отмечу, что следующая же фраза Юровского опровергает его слова о том, что участники расстрела работали четко и слажено: «Затем началась стрельба, продолжавшаяся две-три минуты. Николай был убит самим комендантом наповал[11], затем сразу же умерли А.Ф. и люди Романовых… Алексей, три из его сестер, фрейлина и Боткин были еще живы. Их пришлось пристреливать. Это удивило ком[ендан]та, т.к. целили прямо в сердце. Удивительно было и то, что пули наганов отскакивали от чего-то рикошетом и как град, прыгали по комнате»[12].

 
 Дом Ипатьева

Удивительно, что после двух-трех минут беспорядочной стрельбы в маленькой комнате и серии рикошетов часть жертв остались живы, а никто из убийц серьезно не пострадал. Существуют разные способы объяснить эту странность: от желания каждого из членов команды самому убить Николая II и Александру Федоровну до версии о ритуальном убийстве.

Кроме того, часть исследователей отмечает не очень удачный выбор оружия для расстрела — у револьвера слабая поражающая сила и долгая перезарядка, а у маузера более мощный патрон, но большие размеры и неудобная система прицеливания.

Сразу же после первых выстрелов комнату заволокло дымом, жертвы пытались спастись и начали прятаться от пуль, а прицельную стрельбу стало сложно вести.

Дальше Юровский вновь говорит о странных рикошетах: «Алексей, три из его сестер, фрейлина и Боткин были еще живы. Их пришлось пристреливать. Это удивило ком[ендан]та, т. к. целили прямо в сердце. Удивительно было и то, что пули наганов отскакивали отчего-то рикошетом и как град, прыгали по комнате. Когда одну из девиц пытались доколоть штыком, то штык не мог пробить корсажа»[13].

Яков Юровский объяснит эти рикошеты позже. По его словам, когда тела уже привезли на шахту у Ганиной ямы и стали снимать с убитых одежду, были найдены лифы царских дочерей, в которых были спрятаны брильянты и другие камни. От этих драгоценностей пули и отскакивали. В показаниях разводящего в доме Ипатьевых А. А. Якимова, говорится, что корсеты с брильянтами были найдены уже при расстреле.

История с бриллиантами в корсетах — одна из самых запутанных. Александра Федоровна и ее дочери действительно спрятали часть драгоценностей в корсетах и лифах, но проведенные судмедэкспертом Юрием Григорьевым эксперименты доказывают, что пояса с камнями не могли защищать от пуль (вместо драгоценных камней он использовал для импровизированного бронежилета металлические подшипники, которые при выстреле смещались и не мешали пуле): «Бриллианты в лифчиках княжон не были сплошной алмазной плитой. Это были камушки. Причем достаточно мелкие. В кострище у Ганиной ямы был найден бриллиант весом в 12 карат. Это очень большой камень. Целых 2,4 г. Его размеры примерно 10 х10х7 мм. Таких камней в коллекции Семьи не могло быть много. Основную массу составляли значительно более мелкие бриллианты. В лифчиках они лежали между слоями ваты. Только за счет своего небольшого веса они не сваливались под нижний край лифчика (стальные шарики в моей модели все время норовили соскользнуть вниз). При ударе в них пули бриллиантики раздвигались, проворачивались, смещались и пропускали пулю. Только некоторые из них, которым очень не повезло, могли при этом пострадать. Но и в этом случае они не были препятствием для пули»[14].

 
Подвал в доме Ипатьева

Вернемся к «Записке» Юровского. Оставшихся в живых хладнокровно добивают штыками. Затем минут двадцать проверяют у убитых пульс (по другим версиям, еще снимают с жертв одежду и ценности), затем на импровизированных носилках выносят жертв на грузовик. Примерно в три часа ночи Юровский и члены расстрельной команды отправляются уничтожать и закапывать тела и замывают комнату от следов преступления.

В конце ХХ века серия экспертиз подтвердила достоверность описания расстрела в рассказах его участников. Никто из семьи Романовых не спасся, на екатеринбургских останках найдены следы от пуль и штыков. Так что ответ на вопрос, как была убита царская семья, получен. Сложнее разобраться с тем, кто, когда и почему приказал расстрелять 11 человек.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 


[1] Материалы для канонизации царской семьи. Доклад «Отношение Церкви к страстотерпчеству». http://www.nik2.ru/documents.htm?id=184

[2] Замечу, что Владимир Маяковский был не только одним из лучших русских поэтов, но и человеком, который умел точно фиксировать идеологические и социальные настроения эпохи.Он писал вполне пропагандистские стихи о делепатриарха Тихона,о запрете новогодних елок советскими властями, о других важных проблемах СССР. Некоторые стихи Маяковского — это еще и исторический документ.

[3] Петр Ермаков (1884–1952) — русский революционер, один из непосредственных участников расстрела Николая II и его семьи и захоронения убитых.

[4] Павел Медведев (1888–1919) — начальник внешней охраны Ипатьевского дома в Екатеринбурге, непосредственный участник расстрела последнего российского императора Николая II

[5] Григорий Никулин (?–не раньшемая 1964 года) — помощник Якова Юровского, непосредственный участник расстрела последнего российского императора Николая II.

[6] Александр Белобородов (1891–1938) — советский политический и партийный деятель. 12 июля 1918 года подписал решение Уралоблсовета о расстреле Николая II и его семьи.

[7]«Записка» Юровского. С. 276.

[8]«Записка» Юровского. С. 276.

[9] Вот для сравненияотрывок из воспоминаний Михаила Медведева — еще одного участника расстрела, записанные 21 октября 1963 года: «Юровский с Никулиным принесли три стула — последние троны приговоренной династии. На один из них, ближе к правой арке, на подушечку села царица, за ней стали три старшие дочери — Анастасия почему-то отошла к горничной, прислонившейся к косяку запертой двери в следующую комнату-кладовую. В середине комнаты поставили стул для наследника, правее сел на стул Николай II, за креслом Алексея встал доктор Боткин. Повар и лакей почтительно отошли к столбу арки в левом углу комнаты и стали у стенки. Свет лампочки настолько слаб, что стоящие у противоположной закрытой двери две женские фигуры временами кажутся силуэтами, и только в руках горничной отчетливо белеют две большие подушки». Сравнительный анализ документов следствия 1918–1924 гг. с данными советских источников и материалами следствия 1991–1997 гг., часть I. http://www.nik2.ru/documents.htm?id=50

[10]«Записка» Юровского. С. 276.

[11]Замечу, что по воспоминаниям других участников расстрела Николая IIубил не Юровский, а они сами. В воспоминаниях Михаила Медведева сцена расстрела выглядит более ярко, но я позволю себе их не цитировать.

[12]«Записка» Юровского. С. 277.

[13]«Записка» Юровского. С. 277.

[14] Юрий Григорьев. Последний император России. Тайны гибели. Текст цитируется по электронной версии книги. Само исследование Юрия Григорьева вызывает много вопросов, но его «следственный эксперимент» очень интересен.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале