ММКФ-2019: В авангарде азиатское кино

В столице прошёл 41-й Московский Международный кинофестиваль. Вопреки ожиданиям, главный приз «Золотой Георгий» отправился в Казахстан режиссёру Фархату Шарипову и его картине «Тренинг личностного роста». До объявления лауреатов фаворитом смотра считалась драма о террористах и их жертвах «День субботний» бангладешского режиссёра Мостафы Сарвара Фаруки, показанная последней в программе основного конкурса. Большая часть публики делала ставки именно на неё, однако в итоге картина осталась отмеченной лишь наградой российской критики.
 
Вручение главного приза «Золотой Георгий» режиссёру Фархату Шарипову
Фото: ТАСС  

Специальным призом жюри под предводительством корейского режиссёра Ким Ки Дука отметило китайскую ленту «Жизнь морских обитателей» режиссера Чжана Чи, который признался, что снимал картину десять лет, и поблагодарил со сцены жену, взявшую на себя обязанности кормильца, пока супруг занимался творчеством. Лучшим режиссёром конкурсной программы признан итальянец Валерио Мастендреа за работу в фильме «Она смеется».

Настоящим открытием конкурсной программы стала финская лента «Пустота» режиссёра Алекси Салменперя. Члены жюри, будучи ограниченными в призах, отметили картину наградой за лучшую мужскую роль. Счастливчиком стал актёр Томи Корпела, который пережил на экране целую гамму чувств, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица.

Кадр из фильма «Пустота»  

Невероятная искренность и достоверность традиционно отличает иранское кино. На сей раз представители персидского кинематографа представили в конкурсе блистательную картину «Моя жизнь на втором курсе». Мелодрама режиссёра Расула Садрамели выполнена с мощью и сдержанным темпераментом подлинной трагедии. Высокая комиссия отметила ленту призом за лучшее исполнение женской роли. Обладательницей награды стала молодая иранская актриса Соха Ниасти.

Сам глава жюри Ким Ки Дук не остался без приза, получив на открытии фестиваля почетную награду «За вклад в мировой кинематограф». Ещё один специальный приз с формулировкой «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам Школы К.С. Станиславского "Верю"» был вручен на фестивале британскому актёру и режиссёру Рэйфу Файнсу, представившему во внеконкурсной программе новую ленту «Нуреев. Белый ворон», где артист выступил в качестве режиссёра, а также исполнил на русском языке роль преподавателя заглавного героя.

 
Кадр из фильма «Моя жизнь на втором курсе» 

Что касается российских картин, то их в основном конкурсе было целых три: лента из Якутии «Надо мною солнце не садится» режиссёра Любови Борисовой, сериал «Эпидемия. Вонгозеро» режиссёра Павла Костомарова, прикинувшийся на время полнометражным фильмом (на деле это первые две серии из восьми с приклеенным в конце титром «чем всё кончится»), и драма «Воскресенье» мастера психологического кино Светланы Проскуриной. Из трёх отечественных фильмов в итоге ни один не был замечен жюри. Лишь этническая якутская картина удостоилась признания публики — по результатам голосования она стала обладателем приза зрительских симпатий. Что касается двух других фильмов, то ввиду звучных фамилий режиссёров они вызвали интерес, однако после просмотра многие выходили разочарованными. И если в контексте «Эпидемии» на критические реплики люди отвечали «Ну что вы хотите, это же сериал», то после жёсткого высказывания Проскуриной многие предпочитали отмахиваться фразой «Я ничего не понял».

В то же время на фестивале блистательно выступили российские режиссёры-документалисты, хотя большая часть их работ создана на зарубежных студиях. Так, Ольга Львова продемонстрировала невероятно интересную ленту «Людно внутри» о людях с диссоциативным расстройством идентичности, которое в народе называют «раздвоением личности». Перед нами прекрасные женщины разного возраста: одни сделали карьеру, другие обзавелись семьей, третьи лишь начинают робкий путь в социум. Всех объединяет одно — внутри них живет несколько прекрасных творческих натур, и у каждой свой характер, свой возраст и даже свои болезни. Удивительную тему удалось раскрыть благодаря американским продюсерам и героиням, а потому в конкурсе лента выступала под флагом США. Россию в документальном конкурсе представляла Дарья Иванкова и её фильм-портрет «Анатолий Крупнов. Он был». Рассказ о талантливом музыканте, мощной творческой личности украшают интервью рок-легенд — Юрия Шевчука, Гарика Сукачева, Сергея Воронова.

 

Ещё одна интересная работа — режиссёра Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа», созданная совместными усилиями кинематографистов России и США, была представлена во внеконкурсной программе. Жуткие рассказы дочерей расстрелянных и замученных «врагов народа» об арестах, тюрьмах и ссылке складываются в гигантское кровавое панно. Глаза несломленных героических старух, прошедших ад, но не отказавшихся от родителей, смотрят с экрана, словно пытаясь пробить панцирь сталинистов, оспаривающих существование массовых репрессий конца 30-х годов.

В целом документалистика на фестивале была традиционно сильна и интересна. Так, в программе «Эйфория наваждений» была показана лента «М» израильского режиссёра Иоланды Зоберман. 35-летний актёр Минахем Ланг приезжает в родной город Бней-Брак, называемый «городом черных мужчин», после двадцатилетнего отсутствия. Истории детства, рассказанные Минахемом, вызывают ужас и оторопь. С семи лет мальчика, живущего в общине ортодоксальных иудеев, насиловали и избивали… раввины местной синагоги. Встретившись с ровесниками Минахема, режиссёр с ужасом узнает о том, что его история далеко не единична. Среди пострадавших мужчин есть те, кого в детстве насиловали родные отцы и старшие братья... Замечу, что ортодоксальные иудеи в Израиле — привилегированная категория граждан: они не работают, не служат в армии, не платят налоги, живут на пособие от государства и, как полагают многие, денно и нощно молятся во благо страны. Вероятно, именно в этом кроется ответ на вопрос, почему никто из жителей города, не согласных с преступным поведением раввинов и представителей хасидской общины, не поднял шум и не вступился за несчастных детей.

 
Кадр из фильма «Произведение без автора»  

Что касается игрового кинематографа, то самое мощное впечатление оставила у зрителей трёхчасовая драма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Произведение без автора», представленная в программе «8,5 фильмов». Грандиозное полотно представляет собой глубокий аналитический экскурс в историю Германии середины прошлого века, совершаемый через призму судьбы одного талантливого мальчика Курта и его семьи. Лента выйдет в российский прокат в сентябре 2019-го под названием «Работа без авторства».

Ещё один бриллиант внеконкурсной программы — драма «Пираньи Неаполя» итальянского режиссёра Клаудио Джованнези. Остросюжетная лента, повествующая о молодежных бандитских группировках, которые орудуют в одном из самых знаменитых портовых городов Европы, уже идёт на российских экранах. Новоявленному Дону Корлеоне ещё нет 18-ти, зато он уже точно знает, по каким законам строится жизнь в его родном городе. Сценарий картины был отмечен призом Берлинского кинофестиваля, а восхитительные актёрские работы наверняка оценит зритель.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале