Уже десять лет в стране действует разделение на академический и прикладной бакалавриат

В этом году исполняется десять лет, как в российской системе образования произошло разделение на академический и прикладной бакалавриат. Предполагается, что абитуриенты еще до поступления в вуз должны представлять, хотят ли они работать или продолжать обучение после завершения первой ступени высшего образования. Исходя из этого, они могут сделать выбор между видами бакалавриата. Однако такое разделение постепенно будет уходить, и акцент на развитие практических компетенций усилится во всех типах образовательных программ, считают специалисты.
 

Формально, с точки зрения диплома, академический и прикладной бакалавриат ничем не различаются. Согласно разъяснению Минобрнауки, действующее законодательство не предусматривает присвоения квалификации «академический бакалавр» или «прикладной бакалавр». Запись в дипломе у выпускников обеих форм бакалавриата будет одинаковой.

В то же время, большинство образовательных стандартов высшего образования, утвержденных в 2014-2017 года, позволяют вузам формировать программы академического или прикладного бакалавриата, сообщает РИА Новости.

Академический бакалавриат ориентирован на тех студентов, которые в дальнейшем планируют продолжить свое обучение и делать карьеру в области науки, заниматься образовательной деятельностью. Прикладной бакалавриат больше направлен на подготовку специалистов-практиков, в первую очередь, инженеров.

Учиться или работать

С точки зрения качества образования, прикладной и академический бакалавриат совершенно равноправны; основное их отличие — в целях, которые они преследуют, отметила проректор по учебно-методической работе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) Елена Весна: «Если абитуриент планирует после окончания обучения сразу начать производственную деятельность, ему, видимо, имеет смысл идти на программы прикладного бакалавриата. Это позволит ему максимально быстро адаптироваться на рабочем месте. Если же он планирует продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, заняться научной или преподавательской деятельностью, то ему следует выбрать академический бакалавриат».

 
 Фото: Postupi.online 

Реализация прикладного бакалавриата невозможна без активного участия производства, отметила проректор по внешним связям Томского политехнического университета (ТПУ) Лилия Кирьянова: «Для прикладных, практикоориентированных программ принципиально важно активное участие предприятий, начиная от прохождения практик и стажировок студентами на предприятиях, заканчивая тем, что уже в процессе обучения студенты имеют возможность включаться в решение реальных производственных задач. Если такое взаимодействие выстроено, тогда образовательная программа имеет право называться прикладной».

От деления программ будут уходить

Согласно разъяснениям Минобрнауки, образовательные стандарты, принятые после 2017 года, уже не предполагают разделения программ на академический и прикладной бакалавриат. И это происходит не потому, что идея практикоориентированного обучения не оправдала себя. Скорее, наоборот, считает Лилия Кирьянова: «Министерство, научное и образовательное сообщество стараются обновлять образовательные стандарты в соответствии с духом времени. Ориентация на потребности реального сектора и включение в программы большего объема проектной и практикоориентированной работы - сегодня один из основных трендов высшего образования. Поэтому границы между прикладным и академическим бакалавриатом будут размываться».

 
 Фото: Postupi.online 

По ее словам, важна сама идея прикладного бакалавриата — увеличение объема проектного и практикоориентированного обучения, чтобы выпускники вуза были максимально приближены к реальному производству: «ТПУ как национальный исследовательский университет имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты. Для нас принципиально важно готовить инженеров, которые будут легко интегрироваться в выполнение реальных производственных задач уже сразу после выпуска. Поэтому мы изначально предусматриваем для всех студентов (конечно, в большей степени, для прикладных специальностей) огромный объем практикоориентированной и прикладной деятельности».

Дуальное образование

В рамках прикладного бакалавриата существует еще одна модель обучения — дуальное образование. Здесь предприятие становится равноправным партнером образовательной организации.

В вузе будущий специалист получает теоретические знания, а на предприятии включается в производственную деятельность и приобретает необходимые практические компетенции. Как правило, выпускники таких программ остаются работать на том предприятии, где они проходили обучение.

«По своим задачам прикладной бакалавриат и дуальное образование во многом схожи – это подготовка специалистов-практиков, которые буквально на следующий день после получения диплома уже готовы работать на предприятии. Вопрос только в форме реализации. При дуальном образовании студенты проходят значительную часть обучения непосредственно на предприятии. По программе прикладного бакалавриата обучение проходит в университете», — отмечает Лилия Кирьянова.

 
 Фото: Postupi.online 

Дуальное образование имеет ряд преимуществ и для предприятий, и для выпускников. Работодатели готовят специалистов точно таких, какие им нужны, в максимальном соответствии с каждым из своих требований. Это дает им возможность сэкономить на поиске и переобучении кадров, заранее присмотреться к студентам и отобрать лучших для трудоустройства.

Что касается студентов, обучение «на глазах» у будущего работодателя дает им дополнительную мотивацию, повышает отдачу в учебе. К моменту получения диплома выпускники успевают освоиться на предприятии, без излишнего стресса адаптироваться к профессиональным требованиям и принять взвешенное решение о дальнейшем трудоустройстве.

НИЯУ МИФИ предлагает абитуриентам программы всех трех типов — академического бакалавриата, прикладного бакалавриата и дуального образования.

 «Совместно с предприятиями Госкорпорации «Росатом», на региональных площадках НИЯУ МИФИ реализуются программы дуального образования, в рамках которых практические компетенции будущих молодых специалистов формируются прямо на предприятии», — сообщила Елена Весна.

К примеру, Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ обучает студентов по программам дуального образования совместно с ООО «НПО «Центротех»« с 2017 года. Участниками пилотного проекта стали студенты направлений «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Электроника и наноэлектроника».

По мнению руководителей вуза, переход на дуальную форму обучения помог студентам НТУ НИЯУ МИФИ более глубоко осваивать профессиональные компетенции.

Что с трудоустройством?

Что касается перспектив трудоустройства, формально на рынке труда стартовые условия и перспективы у выпускников разных программ примерно одинаковые. Конечно, у студентов, которые оканчивают академический бакалавриат, больше возможностей продолжить свое обучение в магистратуре, поскольку многие магистерские программы ориентированы на развитие научной деятельности.

Что касается работодателей, то для них важна не форма программы бакалавриата, а ее содержание и компетенции, которые закладывает в нее университет. Если программа предполагает практическую ориентацию выпускников и развитие навыков проектной, прикладной работы, то у молодых специалистов гораздо больше шансов быстро трудоустроиться по специальности.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале