В Москве откроется музей толкинистики

По задумке организаторов, это будет клуб и место, где заинтересованные зрители смогут узнать об истории толкинистики в русскоязычном пространстве. Для внешней аудитории это будет музей с необычными экспонатами, где можно посмотреть на разные этапы развития крупного неформального движения. Для тех, кто находится внутри сообщества, это возможность рассказать новому поколению об истоках, поностальгировать самим и посмотреть, какой большой путь пройден за несколько десятилетий.
 
Фото: Greisinger.museum 

Первый музей толкинистики расположится в районной библиотеке №154 в Москве, сообщает Regnum.

Сейчас происходит отбор предметов для подготовки экспозиции: старт музейной деятельности наметили на 20 апреля 2019 года. Музей будет посвящен истории развития толкинизма в России и основным проектам по этой тематике.

Один из авторов проекта, Эмма Михейкина — организатор концертов, мероприятий и выставок, — занималась серией творческих вечеров «Толкиновские Четверги» на базе бара «Гарцующий Дредноут».

«31 марта закрывается клуб «Гарцующий Дредноут», которым я как автор идеи и арт-директор занималась 9 лет, с небольшими перерывами. Изначально он был создан для того, чтобы у ролевого сообщества было свое место, где можно организовать менестрельник, игровую встречу в костюмах, просто увидеться с друзьями. Невозможно всю жизнь тусоваться в Нескучном саду (исторически сложившееся место встречи в Москве)», — рассказала Михейкина агентству.

Идея открыть музей как базу для встречи поклонников Толкина родилась отчасти из обсуждений, куда можно перенести из Дредноута ежемесячный фестиваль «Толкиновские Четверги».

«Мне давно хотелось сделать экспозицию про историю ролевого движения, мне как историку кажется, что это богатая тема, интересная не только участникам. И артефакты красивые. Но в «Дредноуте» для этого не было места. Теперь будет отдельный проект. Важно понимать, что, хотя мы будем стремиться сделать экспозицию интересной и понятной для внешнего зрителя, музей создан в первую очередь для толкинистов», — добавила Эмма Михейкина.

Предполагается, что новый музей — будет клубом и местом, где заинтересованные зрители смогут узнать об истории толкинистики в русскоязычном пространстве. Для внешней аудитории это будет музей с необычными экспонатами, где можно сфотографироваться с мечом и посмотреть на разные этапы развития крупного неформального движения. Для тех, кто находится внутри сообщества, это возможность рассказать новому поколению об истоках, поностальгировать самим и посмотреть, какой большой путь пройден за несколько десятилетий.

 
Российские толкинисты 

Идея создания музея толкинистики принадлежит Ольге Рудской, известной в кругах как Аллиас. Она — тренер-конник, музыкант, стрелок из лука и толкинист — уже несколько лет создает сверхмасштабный проект конно-трюкового мюзикла, основанного на эпосе Толкина «Сильмариллион».

По словам Рудской, все это — результат размышлений о том, какие мероприятия помогли бы ей в продвижении конно-трюкового мюзикла.

«Считаю, что музей должен стать не просто музеем, а ещё и клубом, концертной площадкой и просто местом встреч всех тех, кому близка эта тема. Проект мюзикла и музея дополняют друг друга, и они призваны в том числе привлечь новых друзей, заинтересовать различными прикладными видами досуга, от фехтования до художественных ремесел. Современная молодежь много сидит в интернете, забывая или не зная о том, что можно принять участие в приключениях любимых героев не в сказке, а здесь и сейчас», — объяснила Ольга.

Почему библиотека? Прежде всего, потому что администрация библиотеки сама нашла толкинистов и предложила сотрудничество.

«Мы во время одного из проектов познакомились с писателем и исследователем скандинавских древностей Леонидом Кораблевым. А он, в свою очередь, как-то услышал, что эта конкретная библиотека в Царицыно ищет, с кем бы подружиться. И свел нас», — рассказала Ольга Рудская.

Кроме того, Царицыно — это один из традиционных центров толкинистской культуры в Москве.

 
Библиотека №154 в Царицыно  

Толкиновское движение в Москве началось, напомним, в самом конце 1980-х — с момента появления первого массового издания на русском языке начального тома эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец». Толкинисты в 90-е годы были одним из самых ярких явлений городской молодежной культуры в России — а фестивали «Хоббитские игрища», проводимые ежегодно начиная с 1990 года, стали крупнейшим смотром движения.

В столице традиционными местами встреч, тренировок и малых игр толкинистов были Эгладор (в Нескучном саду; точка встречи одно время была у памятника Ленину на Октябрьской площади) и Царицыно (до его реконструкции в 2007 году). Толкинисты 90-х годов часто одновременно являлись хиппи (и наоборот).

С середины нулевых годов, на взгляд стороннего наблюдателя, толкинистское движение стало угасать. Однако, как утверждает Ольга Рудская, это иллюзия: напротив, с выходом на экраны серии фильмов Питера Джексона мир Толкина стал еще популярнее. В музее, таким образом, ждут уже второе поколение толкинистов.

В феврале в Москве прошел «Вескон» — ежегодный российский конвент толкинистики, а в октябре в Петербурге пройдет «КаминКон» — также фестиваль, поднимающий вопросы творчества британского профессора. 

Толкинизм в России 

Фанатизм от Толкина в основном связан с успехом его эпопеи «Властелин Колец». Молодёжь 1960-х, увлеченная движением «хиппи» и идеями мира и свободы, увидела в Толкине единомышленника. Многие трактовали книгу как аллегорию борьбы с несправедливым общественным устройством, хотя сам Толкин никогда подобного не утверждал. 

 
Толкинисты в Донецке  

Толкинизм в России можно отсчитывать от первого издания «Хоббита» в 1976 или «Властелина Колец» в 1982. Однако только в Перестройку книги Толкина стали по-настоящему доступны читателю. Россия пережила бум толкинизма в 1990-е годы. Это можно связать как с тем, что наконец исчезла цензура и западная мода на фэнтези достигла России, так и с потребностью молодёжи в эскапизме в тяжёлый исторический период. 

Толкинисты любят играть в описанные у Профессора (как часто именуют Толкина) события на ролевых играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья). Они называют себя представителями волшебных народов, описанных у Толкина: эльфами, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, и прочими. Часто толкинисты появляются на ролевых играх или позируют в одежде и гриме, изображая своё альтер эго. 

Во время переписи населения в 2002 году многие толкинисты самовыражались, указывая в качестве национальности «эльфы», или «хоббиты». Самый большой процент «этнических эльфов» был выявлен в Перми, где местный клуб толкинистов специально организовал флешмоб. 

Некоторые толкинисты считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле существовал, и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую «помнят» тот мир и верят, что имеют там воплощение; либо наоборот — данное их воплощение — лишь тень жившего там, и что они не люди, а эльфы. Обычно это не мешает им чётко осознавать, что на самом деле они люди — это проявление так называемого «мифологического мышления». 

Многие толкинисты заняты изучением творческого наследия Дж. Р. Р. Толкина. Например, они изучают языки эльфов (Синдарин или Квенья), людей (Адунаик), орков (Чёрное наречие), гномов (Кхуздул), придуманные Толкином. 

Кроме того, они занимаются переводом статей и рассказов Толкина, не издававшихся на их родном языке. Существует, в частности, литературное общество Tolkien Texts Translation, занимающееся переводами на русский язык.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале