Диалог на грани исповеди. О книге Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой

Книга «Время колоть лед», вышедшая в прошлом году, стала словом против равнодушия и холода, бессмысленной травли и грубого деления людей на левых и правых, белых и черных.
Фото: Esquire.ru  

Многие знакомы с именами авторов. Чулпан Хаматова — актриса театра и кино, учредительница фонда «Подари жизнь», который основан ей вместе с актрисой Диной Корзун. Катерина Гордеева — тележурналистка, снимавшая репортажи, в том числе с мест военных событий. С Хаматовой она познакомилась благодаря фонду, о котором собиралась снять репортаж. В итоге, как и для Чулпан, фонд стал важнейшей частью ее жизни.

Книга написана в форме откровенного диалога двух женщин, который тем интереснее читать, что мы знаем об их достижениях в карьере, материнстве и вкладе в популяризацию волонтерского движения в нашей стране. Книга завораживает откровенностью, рефлексией, ясностью мыслей и умением слушать друг друга. В ней есть все, и при этом она написана в непринужденно-доверительном стиле. Читатель словно присутствует при интересном разговоре и даже принимает в нём невидимое участие. Неслучайно Людмила Улицкая замечает, что эта книга — «и роман воспитания, и журналистское расследование, и дневник событий, и диалог двух подруг на грани исповеди».

На примере личных историй в книге прослеживается судьба поколения 90-х. Воспоминания об этой эпохе у обеих рассказчиц двойственные. Они благодарны времени, подарившему немыслимую прежде свободу. Те, кто привык подчиняться и не знал, что с ней делать, погибли от вседозволенности, но те, кто искал возможности выразить себя, заниматься творчеством, смогли выдохнуть с облегчением и благодарностью. Именно для таких людей, как Чулпан Хаматова и Катерина Гордеева, открылись прежде закрытые двери, и стало не так важно, что еды мало, а один костюм носится и в праздники, и в будни. Главное — появились прежде запрещенные книги, молодые и инициативные единомышленники, мечтавшие о свободной журналистике, постановках в театре и кино, получили шанс испытывать силы в самых разных направлениях, не идя на сделки с совестью. Вместе с тем Хаматова и Гордеева с участием вспоминают людей старшего поколения, которые много трудились, имели большие надежды, но много потеряли в период Перестройки и не смогли адаптироваться к изменениям.

 
 Фото: Esquire.ru  

Разумеется, читатели могут оценивать это время иначе, но книга дает представление о взглядах значительной части интеллигенции. И чтобы их разделять, не обязательно родиться в Москве: Чулпан Хаматова приехала поступать в ГИТИС из Казани, Катерина Гордеева родом из Ростова-на-Дону. Они обе испытали на себе все трудности, которые выпадают в столице студентам из провинции.

Фонд — краеугольная часть книги, он изменил отношение авторов к жизни. Дети, которые были обречены на мучительную смерть, смогли получить паллиативную помощь в построенной больнице с оборудованием, которого в России раньше не было. Чулпан Хаматова замечает, что когда работаешь, привязываешься к людям, которые могут умереть совсем скоро, так что восприятие первичного и второстепенного совершенно меняется. Но неизменной ценностью остаются потребности детей: даже безнадежно больные и ослабленные, они нуждаются в любви, поддержке и дружбе. Не один раз, казалось бы, безнадежный ребенок выздоравливал благодаря теплу и душевной отдаче семьи и волонтеров, исполнению заветного желания.

Благотворительность оказывается областью, в которой нельзя жить амбициями, желанием бороться только за победу и успех. Приходится отпускать близких и смиряться с их уходом. Не всех можно спасти, и при этом ни от кого нельзя отворачиваться. Здесь обнаруживается, что движет человеком: хочет ли он потешить самолюбие, почувствовать себя хорошим или готов действительно трудиться, отдавать себяи испытывать боль в случае утраты. Только тогда приходят результаты, лучший из которых — спасенные жизни.

 
Фото: Youtube.com  

Многие страницы книги посвящены театру и кино, творческим встречам и дружбе с современниками. Часть отведена оценке и личному взгляду на политические события. Чулпан Хаматова подписывала коллективное письмо в защиту режиссёра Кирилла Серебренникова и отстаивает его невиновность. Она лично просила президента разрешить хотя бы уже усыновленным детям уехать к американским родителям, чтобы у них не было большой личной травмы. Удочерив ребёнка сама, она знала на личном опыте, что они испытывают. К сожалению, прошение было отклонено и дети остались в детдомах.

В книге поднята дилемма: взывать ли к людям, стоящим у власти, или отстраниться, если испытываешь несогласие, и показаны разные точки зрения на этот вопрос. Конечно, осудить человека проще, чем что-то сделать. Чулпан Хаматова смогла добиться реальных результатов: это и более лёгкое получение лекарств, и право переводить пожертвования через интернет, и изменение закона о двойном налогообложении благотворительных организаций. Все это было связано с пониманием, что для положительных изменений нужно уметь говорить о нуждах фонда и социальных проблемах, предлагать коррективы в законодательстве, быть очень настойчивыми, чтобы слышали и в Минздраве, и в Госдуме.

Время колоть лед, говорят авторы. И показывают на собственном примере правоту слов: «Возможно, милосердие — это то, что рождается между любовью и состраданием». От чтения такой откровенной, честной литературы возникает ощущение, что, может быть, нет ни времени, ни других преград для людей, чувств и идей. И что тоска и отчужденность могут быть побеждены даже на земле, как побеждается иногда смерть.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале