Люди с клюшкой: что такое лакросс и как он развивается в России

Каждый, кто слышит слово «клюшка», мгновенно представляет лёд, шайбу и хоккей. Но только ли хоккеисты играют с клюшками? Ответ — в материале, подготовленном в рамках совместного проекта «Татьянина дня» и мастерской «Молодой журналист» Школы журналистики имени Владимира Мезенцева в Домжуре.

Сегодня в мире есть огромное количество спортивных дисциплин — только на общероссийском уровне зарегистрирован 131 вид спорта. На самом деле их гораздо больше, о многих мы даже не слышали. Меня давно интересует лакросс, и я не понимаю, почему он мало известен в России.

Лакросс — контактная командная игра. Обязательный инвентарь для неё — небольшой увесистый резиновый мяч и клюшки с длинной рукояткой, верх которых заплетён свободной сеткой. Цель игры — забросить мяч в ворота соперника, используя клюшку. На первый взгляд правила простые, но спорт это очень динамичный и зрелищный, к тому же у него богатая история.

Лакросс зародился давным-давно в Северной Америке: с помощью этой игры индейцы тренировали воинов и разрешали конфликты между племенами. Количество игроков одной команды зачастую превышало несколько сотен, а размер поля достигал нескольких километров. Но на профессиональном уровне лакросс стал распространяться в 1867 году, когда в канадском Монреале был организован первый клуб. Кстати, его название произошло от французского слова lacrosse, то есть «клюшка».

За всю историю этого вида спорта лакросс два раза включался в перечень олимпийских дисциплин — в 1904 и 1908 году, и оба раза медали забирали спортсмены из Канады. После этого лакросс можно было увидеть на олимпиадах в качестве показательных выступлений, а с 1967 года проводятся международные соревнования.

 

В мире существует более тридцати национальных федераций лакросса, большинство — в Канаде, США и Европе. Один из тех, кто в нашей стране знаёт почти всё об этом спорте — член сборной России по лакроссу, многократный участник международных соревнований, преподаватель физической культуры московской средней школы № 648 имени А. Г. Карлова Дмитрий Хамин.

— Дмитрий Олегович, как вы пришли в лакросс?

— В 2012 году я придумал игру с баночкой от чипсов Pringles и теннисным мячом. Мне она очень понравилась, детям тоже, но казалось, что игре не хватает динамичности. Тогда я решил, что она должна быть более контактной. В тот момент вспомнил про лакросс, о котором узнал из очень популярного в моей молодости фильма, нашёл название игры, команду в Москве и стал заниматься.

 

— Вы уже шестой год тренируете детскую команду. Как к вам пришла идея её создать?

— Поскольку на тот момент я уже три года работал учителем физической культуры, то подумал, что детям лакросс должен понравиться: даже в игру с баночкой они играли с удовольствием. В начале у меня было всего три клюшки и 15 человек. Первое время было тяжело, но с ростом интереса к игре, числа спортсменов и экипировки становилось проще. Экипировку нам дарили действующие спортсмены или вручали в качестве награды на соревнованиях.

— Ваша детская команда называется MoscowYouthLacrosseClubBULLDOGS. Кто придумал название и почему оно именно такое?

— Дело в том, что тогда у меня был французский бульдог, но он показался мне слишком милым, чтобы быть символом команды, поэтому в качестве логотипа был выбран английский бульдог. Всё-таки он выглядит более суровым.

 

 

— Какие качества в ребёнке развивает лакросс?

— В первую очередь, лакросс ценится за взаимовыручку. Мне кажется, в любом командном спорте остаются только хорошие люди. Я много лет путешествую по миру и играю в лакросс, но очень редко встречал среди спортсменов людей подлых и злых. В лакросс играют представители разных профессий: можно встретить и инвесторов, и декораторов, и крупных бизнесменов, и топ-менеджеров, но каждый — очень позитивный человек.

— Лакросс считается довольно жёстким видом спорта. Как часто спортсмены получают серьёзные травмы?

— На моей памяти было два перелома, в том числе мой. Я сломал ключицу на своей первой игре.

 

— Более ста лет назад лакросс убрали из перечня олимпийских видов спорта. Предпринимаются ли сейчас какие-то меры, чтобы вернуть его на олимпиаду?

— Сейчас процесс возвращения на олимпиаду очень активно лоббирует Международная федерация лакросса. Её работники постоянно путешествуют по миру, открывают новые клубы, привозят лакросс в страны, где его до этого не было.

— Наше государство осуществляет программы по развитию детского спорта, а как развивают лакросс?

— На сегодняшний день государство, к сожалению, не помогает развитию лакросса.

— С какими структурами вы пробовали взаимодействовать, чтобы получить поддержку от государства?

— Мы общались с министерством спорта РФ, подавали заявку на признание лакросса официальным видом спорта, потому что сейчас это только направление. Пока лакросс не признают, мы, конечно, сталкиваемся с большим количеством трудностей. Даже на олимпийские виды спорта не всегда выделяется бюджет, что уж говорить о непризнанных? Тем не менее, в министерстве спорта с нами общались, объяснили, в каком направлении нам нужно двигаться, сделали акцент на том, что нужно открывать ещё больше клубов, увеличивать количество детских и взрослых команд. Когда численность игроков достигнет пятисот или тысячи, диалог можно будет продолжить.

— Какой вклад лично вы вносите в популяризацию лакросса?

— На самом деле много всего. Вот уже много лет я действующий игрок. Считаю, что мы правильно направляем молодых лакроссменов: не только обучаем их игре, но и делаем достойными членами общества. Например, в этом году к нам возвращаются многие игроки, которые по некоторым причинам прекращали заниматься. Мне кажется, немаловажный фактор, повлиявший на их решение, — наш дружный, весёлый коллектив. Мы ездим на международные соревнования, нас знают в мире, мы принимаем активное участие в международных турнирах. Думаю, что через пару лет мои ученики будут выступать на чемпионатах Европы. У нас есть несколько спортсменов довольно высокой категории: Семён Числов, Константин Гуров, Дмитрий Засов, Никита Дубинкин. Эти ребята уже способны достойно представлять нашу сборную на Чемпионате мира.

 

— Ваши планы звучат масштабно.

— Я верю, что так и будет. Сейчас нам нужно обучать тренеров — к слову, план их обучения уже готовится. Тогда продвижение лакросса в России ускорится, потому что вдвоём, втроём это сделать невозможно. Нужны люди, которые всерьёз интересуются лакроссом и хотят его продвигать.

— Каким вы видите лакросс через пять-семь лет?

— Думаю, к тому времени в Москве будет около пяти клубов, около пятнадцати по всей России. Увеличится количество детских школ и взрослых команд. Как минимум, хотелось бы в это верить.

Мне кажется, для каждого человека многие вещи определены судьбой, в том числе «свой» вид спорта. Однако многие не могут его найти, хотя постоянно пробуют новое. Спортивных дисциплин в мире огромное количество, но далеко не обо всех мы знаем. Поэтому, если вы до сих пор не нашли спорт, который приносит вам удовольствие, не исключено, что он просто мало известен. Главное — быть открытым миру и любознательным, и тогда ваш спорт вас сам найдёт.

Беседовала Екатерина Першина

Фотографии из архива Дмитрии Хамина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале