Если Бог оказался друг: сериал «Бог меня зафрендил»

Кажется, что эта легкая, семейная и переполненная эмоциями история возникла из шутки на утреннем мозговом штурме у сценаристов. «А что, если бы герой получил предложение принять дружбу на Фейсбуке… от Бога? Ну помните, в "Симпсонах" Гомер в сердцах просит помощи у Бога, раздается звонок, и на том конце внушительный мужской голос: "Hello Homer, this is God… frey Jones!"?»

Ну, шутка и шутка, посмеяться бы и забыть. Но нет, маховик сериальной реальности начинает раскручиваться, и вот уже у нас есть главный герой Майлз Файнер (Брэндон Майкл Холл). Очень симпатичный, честный, открытый и добрый парень, безызвестный работник колл-центра, призванный решать мелкие проблемы кредитных карт и займов. Однако Майлз использует харизму своего голоса для продвижения идей в подкасте «Пророк тысячелетия». Он рассуждает на темы религии и веры, их необходимости или скорее никчемности в современном мире, подчиненном науке и профессионализму. Потому что Майлз, сын гарлемского пастора Артура Файнера (Джо Мортон), — убежденный атеист. И убедил его в этом сам Бог, когда забрал его мать, только-только излечившуюся от рака, в результате дорожной аварии. А отец Майлза именно после этой трагедии закрывается и уходит с головой в приходскую жизнь, так что у мальчика появляется ощущение, что он потерял по воле Бога сразу двух родителей. Кстати, с невольным убийцей своей матери Майлзу придется встретиться...

И вот когда Майлз как никогда близок к воплощению своей мечты (его подкастом заинтересовывается крупная платформа Sirius, что грозит резким увеличением аудитории, приходом славы и творческим ростом), в его фейсбук-аккаунт приходит запрос на дружбу от самого Бога. С облачком на аватарке — точь-в-точь таким, как сейчас пролетает над героем — и непрослеживаемо сложным файерволом, защищающим учётную запись от взлома. Непонятно, ни кто стоит за аккаунтом, ни в какой части мира он зарегистрирован. После того, как Майлз принял дружбу, Бог начинает предлагать ему в друзья людей, которые нуждаются в помощи: их нужно утешить, примирить с утратой, принять себя или разыскать родителей, иногда спасти от самоубийства, иногда простить самих. В общем, Майлз-атеист делает чисто христианские дела, служит ближнему, движимый любопытством и подстегиваемый друзьями.

 

Конечно, нужно очень любить американскую культуру и прощать ей все, чтобы продраться через массу условностей этого проекта. Отсюда некоторая книжная усредненность диалогов, точно они призваны иллюстрировать типичные психологические проблемы современных людей: как простить родителей, как принять себя, как отпустить прошлое, как перестать бояться будущего. Точное соответствие рейтингу PG, то есть практически 6+, накладывает на фабулу дополнительные фильтры условности. И хотя запрос на дружбу от Бога в соцсетях — идея интересная и свежая, все, что за этим следует (божественные файерволы, геотеги, хакерские взломы и падение серверов, лайки и рекомендации, числа Фибоначчи, в соответствии с которыми располагаются очередные нуждающиеся в помощи), — конечно, мило, но вторично. Бог как двигатель сюжета применялся еще древними греками, когда «сценаристы», особенно Еврипид, оказывались в тупике и ситуацию разрешал deus ex machina: появлялся актер на специальной привязи и решал проблемы людей на сцене. Здесь же Бог скорее подкидывает проблемы Майлзу, попутно делая его более мудрым, гибким, тонким. Кстати, сама фамилия Файнер означает «более тонкий, чувствительный», то есть в какой-то мере избранный.

Что до сильных сторон сериала, то их больше. Диалоги только местами условны, чаще всего они хорошо выражают мысли персонажей и объясняют их чувства. Чувств в картине очень много, и это тоже признак качества материала, когда даже явные смысловые и психологические конструкты срабатывают и зритель против воли сопереживает героям. Сами герои — очень приятные, очень симпатичные люди, и хотя немного утомляют разговоры о «химии» между главными героями, Майлзом и Карой (Вайолетт Бин), она действительно есть. Прекрасные костюмы, неплохая современная музыка, сам Нью-Йорк показан почти как персонаж картины — что еще надо молодежному христианскому сериалу?

 

Режиссер почти всех серий Маркос Сига — настоящий сериальный профи. С начала века он поработал уже над без малого тридцатью сериалами, среди которых и милый школьный детектив «Вероника Марс», и суровый триллер «Декстер», растянувшийся на восемь сезонов. Так что загадка аккаунта Бога, которая к концу первого сезона как будто приводит героев к личности какого-то легендарного хакера, похоже, может остаться неразгаданной.

В общем, если вы хотите примирить современность и ваши традиционные взгляды, не заменить Бога на гаджеты, а соотнести новые носители информации и культуру ее потребления с тысячелетней традицией христианства (кстати, в сериале есть и мусульмане, и иудеи), можете зафрендить страничку сериала на Фейсбуке. Если же «розовые сопли гуманизма» вызывают у вас зеленую тоску и Бог может говорить только с теми, с кем, как вам кажется, Ему бы стоило это делать, то вряд ли вы продержитесь больше двух серий.

Тем более, что в третьей как раз и обсуждаются краеугольные для фундаменталистов вопросы бытия: что делать, если ты священник, всю жизнь верой и правдой служишь Богу и людям, а воспитал сына-атеиста и дочь-лесбиянку? Пастор Артур Файнер находит свой ответ, а вот что бы сказали на его месте мы…

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале