Щелкунчики и ёлки, богатыри и няни: рождественское кино-2019

Погода в Рождество 2019 года радует так же, как и широкий выбор новогодних и рождественских фильмов в кинотеатрах столицы. С конца декабря по начало января не только выходили масштабные голливудские премьеры, но и российские производители порадовали несколькими праздничными продолжениями.
 
Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства» 

Самой интригующей премьерой предновогоднего и рождественского сезона был, пожалуй, фильм студии Disney «Щелкунчик и четыре королевства» от режиссеров Лассе Хальстрема и Джо Джонстона. Кто, как не два этих сказочника, смог бы поведать миру гофмановскую фабулу с голливудским размахом и красочностью? Тем не менее, фильм уверенно проваливается в прокате, набирая чуть больше половины от своего сказочного бюджета. То ли переборщили с семейно-толерантным сиропом, то ли в погоне за красочной мишурой и спецэффектами не уследили за психологической достоверностью, но фильм получился явно на один раз и для самых маленьких зрителей.

Классический «Щелкунчик» — преимущественно наша балетная прерогатива, и для ценителей балета Чайковского тоже есть места в кинотеатрах. Например, в течение января москвичам и гостям столицы доступна на большом экране почти трехчасовая постановка Юрия Григоровича. Если же вы готовы с головой нырнуть в балетное царство, можете сравнить девяностодвухлетнего маэстро с его коллегой и ровесником сэром Питером Райтом. Британская версия «Щелкунчика» сойдет с экранов в январе, так что не пропустите!

Для тех же, кому в сказке нравится именно гофмановская атмосфера, Музей кино предлагает посетить 13 января показ полнометражного мультипликационного фильма Станислава Соколова «Гофманиада» по мотивам сразу трех сказок писателя.

 
 Кадр из мультфильма «Гринч»

Двигаясь от классики к современности, отметим несколько анимационных премьер. Это, во-первых «Гринч», созданный усилиями студии Illumination («Гадкий я», «Тайная жизнь домашних животных», «Зверопой»). На этот раз рисованный злобный зеленый человечек к Рождеству, украденному в 2000 году анимированным Джимом Керри, решил добавить еще и Новый год. Во-вторых, почти не уступающее «Гринчу» по оценкам зрителей продолжение истории «Снежная королева: Зазеркалье» от Алексея Цицилина и Роберта Ленса. Качество российской анимации неуклонно растет, история держит внимание зрителя, и похоже, четвертая часть франшизы оказалась одной из лучших.

 
 Кадр из мультфильма «Три богатыря и наследница престола» 

Еще одним подарком семейным кинозрителям стал 9-й фильм знаковой для постсоветского сознания серии «Три богатыря». На этот раз за дело взялся создатель первого мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей» Константин Бронзит, работавший и над замечательным проектом Александра Татарского «Гора самоцветов», и над бесконечными похождениями Лунтика. Новый фильм о знаменитой троице богатырей получился простым и ясным — без психоделических закидонов, странных персонажей и полетов фантазии сценаристов. Бодрое действие не дает соскучиться ни детям, ни родителям: путешествие богатырей в Византию в руки коварного и двуличного василевса и его туповатого наследника полно приключений и традиционных шуток, подчеркивающих превосходство богатырского образа жизни. И, кстати, перетягивавших на себя внимание жен богатырей в новой серии нет — не знаю, на радость ли зрителям?

Отличительной чертой киносезона стало прощание еловой славянки. Седьмая часть «Ёлок», получившая название «Ёлки Последние», вышла на экраны столицы и собрала привычно дурную прессу и средненькую посещаемость. Тем не менее, это закат целой эпохи — пусть и слащавой, но пытавшейся собрать россиян у киноэкранов ради каких-никаких моральных ценностей. Что-то будет после того, как «Ёлки» канут в Лету?

 
 Кадр из фильма «Ёлки Последние» 

Возможно, выход — повторный прокат мировых хитов. В этом году неплохие показатели у культового мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» (2002). До середины января можно посмотреть и полнометражную киноверсию знаменитой истории Свена Нурдквиста «Петсон и Финдус 2: лучшее на свете Рождество». Картина иранского режиссера Али Самади Ахади была снята в 2016 году и теперь впервые попала в российский прокат. История взбалмошного говорящего котенка и его сварливого, но доброго хозяина была суперхитом в формате книги и в шведском мультсериале. На большом экране это зрелище предстоит оценить посетителям «Большого фестиваля мультфильмов».

Но, пожалуй, самым рождественским фильмом сезона стала картина классического голливудского режиссера мюзиклов Роба Маршалла «Мэри Поппинс возвращается». Этого мировой зритель ждал с 1964 года, когда вышла первая диснеевская экранизация романа Памелы Трэверс с Джули Эндрюс в главной роли. Создатели нынешнего сиквела решили не городить ремейков, а снять новую версию приключений загадочной няни. Для этого поработали и сам Роб Маршалл, чей музыкальный фильм «Чикаго» с Рене Зельвегер стал классикой в 2002 году, и сценарист Дэвид Маги.

 
Кадр из фильма «Мэри Поппинс возвращается» 

Фильм уверенно идет в американском прокате, почти окупив огромный бюджет в $130 млн. Российский старт картины тоже пока выглядит хорошо, хотя, конечно, истории об американской няне в исполнении неузнаваемой Эмили Блант далековато до гонок на военных танках в картине «Т-34» Алексея Сидорова. Ну или до слегка отредактированного Дэвидом Литчем под рейтинг 16+ «Дэдпула 2», превращенного на постере чуть ли не в рождественскую сказку «Жил-был Дэдпул».

Надеюсь, наши благочестивые читатели не купятся на приемы прокатчиков и не потащат детей или младших братьев на это неподобающее зрелище, учитывая, сколько всего есть в сегодняшнем кинопрокате. Это я про «Дэдпула», а на «Т-34», если вам уже 12 лет, сходить самое милое, хоть и не самое рождественское дело. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале