Ярко, страшно и смешно: киноитоги-2018

Стремительно завершающийся 2018 год стал для кино плодотворным: нас постоянно радовали премьеры как в зрительском, так и в авторском сегментах кинематографа. Отмеченный еще в прошлом году подъем отечественного кинопроизводства также не закончился пшиком.
 
 Кадр из фильма «Собибор» 

И пусть российская картина «Собибор» ― режиссерский дебют Константина Хабенского ― не попала в шорт-лист премии «Оскар», сам актёр, сыгравший в ней главную роль, уверенно занял позиции «Профессионал» и «Я ― Легенда» в опросе портала «Кинопоиск». Зато в шорт-лист вошла лента российского и казахстанского режиссера Сергея Дворцевого «Айка». Фильм о жизни выходцев из Казахстана в суровой российской столице был отмечен на Каннском кинофестивале призом за лучшую женскую роль, а в российский прокат выйдет в январе 2019-го. Кстати, на соискание «Оскара» выдвигался и еще один «братско-союзный» кинопроект ― «Хрусталь» белорусской дебютантки Дарьи Жук. Яркая и смешная история из 1990-х о девушке-диджее, мечтающей покорить Америку, но вместо этого застрявшей в белорусской глубинке, ещё доступна на большом экране.

Игровое кино: рок, собаки и режиссерские дебюты

Начался киногод с душевной, хотя и не лишенной некоторой сомнабуличности картины Алексея Германа-младшего «Довлатов». Лента рассказала о трудностях жизни непризнанного гения прозы в журналистско-литературном сообществе позднего советского периода. Сергей Довлатов в исполнении сербского актера Милана Марича много пьет и пытается написать проходную статью в производственную газету, попутно провожая своего друга Иосифа Бродского (Артур Бесчастный) в эмиграцию. Картина получила «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения на Берлинском кинофестивале в 2018 году.

Год оказался продуктивным по части режиссёрских дебютов актёров. Среди них ― «пророческий» фильм «Тренер» Данилы Козловского. Он успешно прошел в прокате: история современного футболиста, чья карьера рушится после провала на ответственном пенальти, вызвала живой интерес публики и встала в ряд таких спортивных драм, как «Легенда №17» и совсем недавнее «Движение вверх». На момент выхода «Тренера» в прокат никто не знал ни о «ноге Акинфеева», ни о досадных пенальти в исполнении Смолова и Фернандеса на Чемпионате мира по футболу.

 
Кадр из фильма «Довлатов» 

Любители авторского кино не пропустили режиссерский дебют Пола Дано, известного по роли в картине «Молодость» Паоло Соррентино. «Дикая жизнь», психологическая драма о крушении семьи и взрослении в антураже американской глубинки 1970-хх с Джейком Джилленхолом и Кэрри Маллиган в главных ролях, принесла Дано номинацию на «Золотую камеру» на Каннском фестивале и Гран-при фестиваля независимого кино в Санденсе.

Ярким дебютом стала и работа актера Брэдли Купера «Звезда родилась» с ним самим и Леди Гагой в главных ролях. Историю восхождения молодой звезды кантри-рока и заката пожилой уже посмотрели более 600 тысяч зрителей только в одной России, а фильм собрал неплохую мировую кассу, окупившись вчетверо.

Перейдём к большим мастерам. Знаменитый певец симметрии в кадре и абсурда в действии, один из самых признанных американских режиссеров в Европе Уэс Андерсон представил вторую полнометражную анимационную ленту «Остров собак». В «Бесподобном мистере Фоксе» (2009) Андерсон уже погружал нас в удивительный мир лис и людей. В этом году зрители насладились причудливой, фантасмагоричной историей мальчика Атари, путешествующего по острову-помойке, на который злобный мэр-собаконенавистник сослал всех собак. Мальчик ищет своего питомца, и в его злоключениях много самурайского духа, странного юмора и удивительных по технике деталей.

 
 Кадр из мультфильма «Остров собак» 

Фильм по-прежнему находящегося под следствием Кирилла Серебренникова «Лето» вышел в самый разгар лета календарного. Время не самое благоприятное для премьеры: несмотря на хорошую прессу и сарафанное радио, лента не окупилась в прокате. Возможно, фильм не попал в аудиторию: «старики» вслед за обиженным на что-то Борисом Гребенщиковым твердили «Не так все это было!», а молодежь не интересуется кумирами советской эпохи. «Не похож!» ― с постмодернистским прищуром комментирует Скептик ― персонаж Александра Кузнецова, альтер-эго режиссера ― внешность Тео Ю, сыгравшего Виктора Цоя. Комментирует прямо по ходу действия картины, которая рассказывает о первых шагах Цоя в рок-тусовке Ленинграда, знакомстве с БГ (Никита Ефремов), Майком Науменко (Рома Зверь) и другими персонажами.

Бесспорное кино о рок-звезде снять в принципе невозможно. Тому подтверждение ― куда более масштабный, красочный и дорогой блокбастер, чем «Лето», «Богемская рапсодия» Брайана Сингера и Декстера Флетчера. Немного причесанная в угоду публике и здравствующим участникам группы Queen биографическая лента о великом и неистовом Меркьюри (Рами Малек) вызвала интерес миллионов зрителей. Но многие недвусмысленно отзывались, что фильм лучше воспринимать как концерт, а из двух часов действия шедевральны только последние 20 минут. Ни тебе авторского прочтения, ни философских и психологических интерпретаций, ни творческого преломления эпохи в личности автора картины ― ничего из достоинств серебренниковского «Лета» в «Богемской рапсодии» нет. Зато Рами Малек похож ― даже слишком.

 
 Кадр из фильма «Богемская рапсодия» 

У двух знаковых картин этого года оказались похожие названия: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама и «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Общего между фильмами, кроме названия, нет. Первая лента ― плод более чем 30-летних страданий, поисков, лишений, кинопроб и неудачных начал кинопроцесса. Картину живого классика Гиллиама ждали его преданные поклонники, которых в России набралось 30 с лишним тысяч. Новый фильм, возможно, станет своеобразным coup de grâce 78-летнего режиссера в рыхлое тело поверженного великана мировой жадности, эгоцентризма, мизантропии, дурновкусия и ханжества.

Что же до «Человека, который удивил всех», то это история простого сибирского лесника, решившего победить смертельную болезнь через суровое испытание, на которое его надоумила хитрая женщина-шаман. Если вы не успели посмотреть картину в прокате, сделайте это дома и не слушайте наветов про заигрывание с ЛГБТ-тематикой: на самом деле история ― о юродстве, вере и супружеской любви.

Был и еще один немаловажный «Человек» ― «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла. Его воздушная, легкая и романтичная джаз-комедия «Ла-Ла Ленд» чудом не взяла «Оскар» в 2016-м. В этом году Шазелл вознесся в космос, представив зрителям психологически выверенный и безупречный до оскомины байопик о выходе Нила Армстронга на Луну. Полемика вокруг якобы поддельного полета американских астронавтов к спутнику Земли снова оживилась, и Шазелл припечатал все сомнения двухчасовым душещипательным зрелищем с мученически терпящем пребывание в скафандре Райаном Гослингом.

 
 Кадр из фильма «Человек на Луне» 

Нельзя не отметить и новый фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения», посвящённый знаменитому делу Шабунина и участию в нем графа Льва Толстого. Фильм поставлен при участии литературоведа Павла Басинского и стал примером удачного соединения современного киноязыка (музыка Басты, диалоги а-ля Театр.doc) и классической исторической драмы (костюмы, детали, психологическая достоверность персонажей).

Под занавес уходящего года зрителя окатило леденящим кровь, будоражащим мысль и повергающим в шок. Скандальный датчанин, провокатор и циник Ларс фон Триер выпустил новый фильм «Дом, который построил Джек». Он произвел фурор еще на Каннском кинофестивале, куда Триер вернулся после молчания со времен «Нимфоманки» 2013 года и знаменитого скандала с «сочувствием Гитлеру». Новый фильм действует как хитроумная ловушка для сознания: пока он длится, хочется закрыть глаза или уйти, но когда заканчивается, семена его идей начинают прорастать, а плевелы внешних эффектов и отвратительных подробностей ретушируются.

 
 Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» 

Вообще же игровое кино радовало накалом эмоций, глубиной метафизических ситуаций и неожиданными авторскими решениями. Тут и бурлескный «Экстаз» Гаспара Ноэ, и смежная по теме и возрасту актеров и зрителей «Кислота» Александра Горчилина. Оба фильма фокусируются на молодых людях, выходящих за грани себя, социальных и нравственных рамок и норм и более всего мечтающих вернуться, чтобы эти грани и нормы обрести. Не прошла незамеченной и сложная для интерпретаций картина «На границе миров» иранского шведа Али Аббаси. Фильм в шведском прокате называется просто «Граница» ― тема как нравственных, так и геополитических рубежей витает в воздухе. В кричащем, пугающем, инфернальном месиве образов 2018-го года светлым пятном стала декабрьская премьера «Счастливый Лазарь» итальянки Аличе Рорвахер. Картина тонкая, изящная и трогательная с глубоким библейским подтекстом и социальной повесткой.

Ну и новогодний подарочек. В самом конце декабря в прокат выходят «самые задушевные» «Елки последние». Начиная с 2010-го, почти каждый год зрителей ожидало погружение в несколько пластмассовый, но знакомый и понятный мир предновогоднего ожидания чуда, так что попрощаться с традицией соберется еще большее чем обычно число зрителей. Но это еще не все: 31 декабря в YouTube собираются выложить фильм Алексея Красовского «Праздник», комедию о номенклатурной семье, бытующей на окраине блокадного Ленинграда. Создатели уже не надеются на широкий прокат картины, ибо скандал разгорелся не хуже, чем год назад с «Матильдой» Алексея Учителя. «Матильда» в итоге оказалась довольно беспомощным зрелищем, не стоившим сломанных копий, а чем окажется картина Красовского, узнают любопытные пользователи Интернета.

Документальное кино: масштабные личности

Документальных картин в 2018 году выходило в прокат заметно меньше, чем в 2017-м. Вера Кричевская совместно с Ксенией Собчак представили остросюжетный фильм-воспоминание о жизни и работе Анатолия Собчака. В картине задействованы современники и лично знавшие питерского мэра люди, причем упор делался на тех, кто не высказывался о нем комплиментарно. Яркой неигровой кинопремьерой 2018 года стала и британская картина «Маккуин»: под аккомпанемент музыки Майкла Наймана о великом и народном британском модельере говорили его коллеги по подиуму.

 
Кадр из фильма «Маккуин» 

Российская документалистика переживает одновременно и рост, и кризис. Активная поддержка авторов со стороны Министерства культуры приводит к увеличению количества картин, но их качество во многом оставляет желать лучшего, а самыми яркими и подлинными проектами остаются фильмы, снятые за свой счет. По-прежнему едва ли не единственной «службой доставки» хорошего авторского кино до российского зрителя служат кинофестивали ― как столичные, так и проходящие в регионах. Есть надежда, что масштабная модернизация кинозалов в малых городах, запланированная с 2019 по 2024 годы, приведет как к притоку зрителя в кинотеатры, так и к росту интереса именно к российскому кино. Именно ему обязуются отдавать половину сеансов переоборудованные залы в течение трех лет после открытия.

Сериалы: весёлое перевоспитание и мрачное будущее

Кажется, сериалы сегодня ― одно из воплощений крупной литературной формы, как роман или эпопея. Читать становится все сложнее: текст на экране не даёт сосредоточиться, книги недешевы, семейное чтение вслух ушло в небытие ― остаются многосерийные фильмы. И это уже давно не «Санта-Барбара» ― смыслами и мастерством нынешние сериалы нагружены не хуже классических романов. Собраться семьей перед экраном вечером ― что может быть задушевнее?

 
 Кадр из фильма «Звоните ДиКаприо!» 

Российская кинопромышленность пока отстаёт от мировой: наши сериалы ориентируются на среднего телезрителя, вот и качество выходит среднее. Однако в этом году есть явные достижения. Во-первых, появились сетевые сервисы, которые могут не гнать продукцию на поток. Благодаря им вышел как социально-философский «Звоните ДиКаприо!», где за злободневным сюжетом о больном СПИДом спрятаны мощные библейские аллюзии, так и сразу два уморительно-воспитательных сериала. «Год культуры» Тито Калатозишвили рассказывает про сосланного на пыльную провинциальную кафедру московского чиновника от культуры, а «Домашний арест» Петра Буслова по идее Семена Слепакова ― о проворовавшемся мэре, вынужденном бытовать в раздолбанной коммунальной квартире под домашним арестом. Оба фильма ― очень живые, острые и юморные, в обоих присутствует сакраментальное: «Так их, поделом, всех бы так да еще похуже!». Но есть в них и тонкий анализ всего «пирога» российского общества, из которого следует: «Что внизу, то и наверху».

Попытку менее комедийного, но все же не предельно серьезного социального разбора предприняли и создателями сериала «Обычная женщина» во главе с Борисом Хлебниковым. Куда более мрачная картина открывается в процессе вскрытия психологических аспектов обычной «успешной московской жизни» предпринимателя в исполнении Анны Михалковой и ее мужа-хирурга (Евгений Гришковец). Тут и отчуждение, и нехватка любви, и проблемы с детьми, не говоря уж о серьезных неладах с законом.

 
 Кадр из фильма «Обычная женщина» 

Увести примерно тот же состав актеров в туманную глубь российской истории решили авторы сериала «Годунов». Режиссеры Алексей Андрианов и Тимур Алпатов ― люди опытные: первый ответствен за ярмарочно-распрекрасный сериал «Софья», а второй держал всю страну в тонусе, вызванном многочисленными сезонами «Глухаря» ― похождений современного следователя. Что ж, при желании в смутных временах можно видеть как прекрасный повод для гордости, так и корни современных бед, тянущиеся с самого средневековья.

На западном фронте не без перемен: отсутствие последнего сезона «Игры престолов», анонсированного на 2019 год, пришлось кстати для второго сезона сериала «Британия». Там эксплуатируется примерно такая же эстетика, но действие привязано к историческим реалиям Туманного Альбиона времен друидов и племенных войн. А «Острые предметы» поведали нам, что и в современной Америке далеко не все безоблачно и гладко, процветают цинизм и социальное неравенство.

 
 Кадр из фильма «Британия» 

И если отечественные создатели сериалов специализируются на настоящем и прошлом, американские вовсю стараются разглядеть горизонты грядущего. О времени, когда нам придется делить планету с киборгами, повествует зрелищный и философский «Мир Дикого Запада» (в этом году вышел его второй сезон). А вот создатели «Рассказа служанки» предпочитают говорить о недалёком будущем, где к власти в Америке вернулись пуритане ― те, что её основали. Впрочем, нападок на христианство не ждите ― картина заставляет по-новому взглянуть на смыслы евангельской проповеди. Наконец, завершившийся в 2018-м «Карточный домик» утопил зрителя в сюрреализме и заставил забыть, что действие происходит в наши дни, да ещё и в Белом доме.

Несколько случайных круглых дат

В этом году 15-летие празднует уже упомянутый портал «Кинопоиск». Он первым сообщил нам о смерти 77-летнего итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи, 90-летии Микки-Мауса и 55-летии Михаила Ефремова, которого мы скоро увидим в картине Григория Константинопольского «Русский бес». Фильм, кстати, тоже снят в 2018-м, но прокатная судьба его начнется в январе.

А посему ― с наступающим! 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале