В храме МГУ пройдёт лекция «Ветхий и Новый Завет в живописи Питера Брейгеля-старшего»

Культуролог Михаил Кукин попытается объяснить современному зрителю скрытые смыслы, которые были понятны современникам художника.
 
Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 г. 

28 декабря 2018 года в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова состоится лекция «Ветхий и Новый Завет в живописи Питера Брейгеля-старшего».

Питер Брейгель-старший (1525-1569) — нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен.

Встречу проведёт поэт, культуролог, доцент РАНХиГС Михаил Кукин.

Как отмечают организаторы, скрытые смыслы, которые были понятны современникам Брейгеля, нуждаются в пояснении для современного зрителя.

«Формулируя философские и богословские идеи Брейгеля, мы внимательно рассмотрим самые известные его картины ("Несение креста", "Обращение Савла", "Вавилонская башня", "Перепись в Вифлееме", "Поклонение волхвов" и др.), обращая пристальное внимание на те работы, которые в настоящий момент представлены на эпохальной международной выставке Брейгеля в венском Музее истории искусств», — отмечается в пресс-релизе.

Начало в 19.30.

Адрес: Большая Никитская, 1.

Самый известный и значительный из Брейгелей

Питер Брейгель-старший — отец художников Питера Брейгеля-младшего и Яна Брейгеля-старшего.

Свою творческую биографию он начал как график, к середине 1540-х годов оказался в Антверпене, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. 

 
Питер Брейгель, «Несение креста» 

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно, в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). 

 
Питер Брейгель, «Обращение Савла» 

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь изготовили гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённую натуру. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему — «Портрет старой женщины» (1564, Старая пинакотека). Наверняка художник не имел недостатка в заказах на портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель их не принимал. 

 
Питер Брейгель, «Перепись в Вифлееме» 

В 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

Все картины цикла — «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима», «Сенокос», «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна» — одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. Карел ван Мандер называет им богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который позже, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все картины в залог и так и не выкупил их.

Более 30-ти из приблизительно 45-ти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным персонажам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». 

 
Питер Брейгель, «Поклонение волхвов» 

Брейгель умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Лишь 45 живописных работ на сегодняшний день признаны бесспорными произведениями Брейгеля-старшего. 43 картины хранятся в музейных коллекциях 12-ти стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, США, Франции, Чехии и Швейцарии; наиболее представительные собрания — в Музее истории искусства в Вене (12) и в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе (4). 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале