Что в фильмах «Гоголь» от Гоголя?

Не так давно на экраны вышел последний фильм из трилогии «Гоголь», снятый режиссером Егором Барановым. Все уже поняли, что «Гоголь» не претендует на экранизацию произведений писателя или воссоздание его биографии. Авторы утверждают, что сняли фильмы-фантазии «по мотивам» того и другого. Попробуем разобраться, что же в фильмах осталось от Гоголя.

Глава 1. Убийства в Диканьке

В этой главе авторы использовали мотив повести «Майская ночь, или Утопленница». Молодой казак Левко, влюблённый в красавицу Ганну, хочет на ней жениться. Однако его отец тоже питает чувства к девушке. Левко помогает утопленнице, дочери сотника, отыскать среди её сестёр-утопленниц мачеху-ведьму. Когда-то отец выгнал дочь из дому из-за новой жены, а панночка с горя утопилась. Она пыталась затащить в озеро мачеху, но та обернулась утопленницей и спряталась среди них. В благодарность за помощь панночка устраивает свадьбу Левко и Ганны.

Как и в повести Гоголя, присутствует герой, который помогает утопленнице вычислить ведьму, да и сама история панночки совпадает с рассказанной в оригинале. Правда, теперь она дочь мельника, а не сотника. Зовут панночку Оксана (так звали главную героиню повести «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Мачеха-ведьма получила имя возлюбленной Левко, Ганна, и стала хозяйкой постоялого двора в Диканьке. А вот сюжетная линия Левко и вовсе исчезла. В фильме его «функцию» выполняет сам Гоголь, а в награду получает помощь от Оксаны в расследовании убийств.

Есть здесь и отсылка к «Шинели» из «Петербургских повестей». На постоялом дворе во время обеда столичный следователь Яков Петрович Гуро рассказывает Гоголю историю из практики: «Какое-то время назад был забавный случай: один коллежский регистратор, у которого украли шинель, начал вдруг убивать и потрошить людей, причём не просто людей, а чиновников не ниже титулярного советника». Но эта реминисценция условна: Акакий Акакиевич Башмачкин хотя и наводил страх на людей после своей смерти, но никого не убивал и, тем более, не потрошил.

Глава 2. Красная свитка

Глава построена на сюжете повести «Сорочинская ярмарка». Крестьянин Солопий Черевик с женой Хавроньей и дочерью Параской приезжают на ярмарку продать лошадь и пшеницу. Там они встречаются с молодым юношей Грицко, который влюбляется в Параску, но конфликтует с её мачехой, поэтому, когда приходит свататься, получает отказ. Юноше помогает цыган: умело используя легенду о красной свитке (кафтане черта), он подставляет Солопия так, что того обвиняют в краже его же лошади. Грицко возвращает лошадь, становится спасителем Солопия, и тот в благодарность устраивает свадьбу молодых.

Имена и взаимоотношения героев сохранились. Как и в оригинале, в происходящее вмешиваются цыгане ― правда, только косвенно. А ещё сохраняется легенда о красной свитке. Но в повести Гоголя не было убийства Хавроньи, которое происходит в фильме. Не было и расследования, и вины Параски, и её гибели от рук Черного Всадника.

Зато в этой главе вводится местный кузнец Вакула. Такой персонаж был в повести «Ночь перед Рождеством», но сходство с литературным прототипом ограничивается тем, что киношный Вакула тоже кузнец и неплохо рисует.

Глава 3. Заколдованное место

Название главы полностью совпадает с названием повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжет не имеет с повестью ничего общего, зато пересекается с другим произведением из того же сборника ― «Вечер накануне Ивана Купала».

Жил на хуторе зажиточный казак Корж. У него было двое детей: дочь Пидорка (да, её так звали) и сын Ивась. Батрак Петрусь Безродный влюбился в девушку, и она ответила ему взаимностью, но Корж желал для дочери богатого мужа. Местный колдун Басаврюк, развратитель невинных душ, берётся помочь влюблённому. Он приводит его в Медвежий овраг к Бабе Яге, которая вынуждает Петруся убить Ивася ради получения богатства. Петрусь женится на возлюбленной, но не помнит произошедшего в лесу и мучается. Жена приводит к нему Бабу Ягу, Петрусь все вспоминает и гибнет, а золото его превращается в черепки.

В фильме, как и в книге, есть богатый казак Корж, у которого двое детей (здесь это две дочери ― Богдана и Дарина), есть бедный батрак Петро, который влюблён в Богдану, есть колдун Басаврюк. Петро, как и в оригинале, решается на убийство ради золота, а происходит это в Медвежьем овраге, где растёт загадочный кровоцвет (в повести был более банальный цветок папоротника).

Дарина, в отличие от Ивася, все-таки выживет, а Петро погибнет от рук Гоголя в Медвежьем овраге (свадьбы и всего, что за ней последовало, не будет). Отсутствует в фильме и Баба Яга: на убийство Петро толкает сам Басаврюк.

В этой главе мы узнаем о таинственном рождении Гоголя и роли в его судьбе некоего безносого человека. Возможно, это отсылка к повести «Нос» из «Петербургских повестей».

Глава 4. Вий

Название отсылает к повести из сборника «Миргород». Молодой бурсак Хома Брут становится виновником гибели ведьмы. Он вынужден три ночи подряд читать над ней Псалтирь в церкви. Хома чертит на полу круг, но на третью ночь все-таки гибнет, не поборов искушения взглянуть в глаза Вию (предводителю нечисти, которая окружает бурсака в церкви).

В фильме тоже фигурирует Хома Брут, который гибнет от рук нечисти. Но он уходит на второй план ― его место занимает Гоголь. К тому же здесь Брут не молодой бурсак, который защищается по наитию, а опытный охотник на нечисть: Хома даёт Гоголю инструкции и советует не смотреть в глаза Вию. Да и в Диканьке он появляется как нечто инородное в погоне за ведьмой Ульяной, которую давно преследует.

Глава 5. Логово всадника

Никакого произведения в основу главы не легло, но в ней начинают раскрывать главную интригу фильма ― персонаж Черного Всадника. Этот герой фигурировал в повести «Страшная месть».

Глава 6. Страшная месть

Название главы совпадает с названием повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако герои здесь другие, сюжет ― совсем другой, а общих моментов мало.

Часть «Страшной мести» Гоголя ― легенда о двух братьях-казаках Петро и Иване. Король Степан предлагает награду за поимку турецкого паши. Награду заслуживает Иван, который делит её с Петром, но брат завидует ему. Проезжая по горной тропе в Карпатах, Петро сталкивает Ивана в пропасть вместе с сыном-младенцем. Божий суд определяет наказание Петру: последний в его роду должен стать злодеем и расплачиваться за все прегрешения предков. А Иван, сидя на высокой горе, будет веселиться, глядя на муки брата. Эта мука для Петро окажется самой страшной: он захочет отомстить, но не сможет этого сделать.

В фильме вместо двух братьев фигурируют две сестры, Лиза и Мария. Лиза ненамеренно станет причиной гибели Марии (девушка, как в оригинале, упадёт со скалы), и Мария будет мстить сестре ― правда, больше не за свою смерть, а за убийство возлюбленного.

Вместо эпилога

В трилогии «Гоголь» действительно много отсылок к произведениям Николая Васильевича Гоголя. Но поскольку фильмы сняты лишь по их мотивам, трудно ставить авторам в вину серьезные отступления от оригинала ― изменение имён, характеров, сюжетных поворотов, введение новых героев.

Гораздо интереснее понять, насколько передан уникальный дух гоголевских произведений. Это спорный вопрос. Авторы постарались привнести в повествование гоголевскую мистику, но исключили сатиру, характерную для гоголевской нечисти. Черт из «Ночи перед Рождеством» у Гоголя был похож скорее на провинциального чиновника, который способен лишь на мелкие пакости (одна кража месяца чего стоит!), а ведьмы в аду играли в карты и притом шельмовали. Нет в фильмах и красочного быта украинского народа, без которого нельзя представить раннего Гоголя, нет праздничного ярмарочного духа, музыкальности.

Трилогия больше похожа на мистический триллер. И хотя права фантазировать у авторов никто не отнимал, не верится, что события, произошедшие по версии фильма с Гоголем в Диканьке, смогли бы вдохновить его на повести, которые заставили Пушкина воскликнуть: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале