Родители назвали самые важные качества в педагоге

Знание преподаваемого предмета на высоком уровне, грамотная речь, понимание особенностей возрастного развития ребенка. Три этих качества родители московских школьников считают самыми важными в облике современного учителя.
Фото: РИА Новости 

Такие данные исследователи получили в ходе опроса, организованного лабораторией профессионального развития в образовании Московского городского педагогического университета (МГПУ), сообщает РИА Новости. 

На 4-6 позиции рейтинга педагогических способностей попали «умение вызывать интерес к своему предмету», «знание основ смежных наук для формирования у ребенка целостной картины мира» и «владение актуальными образовательными технологиями». 

В ходе опроса 220 родителей из Москвы, 87% которых представляли женщины, имеющие по одному школьнику в семье, также выяснилось, что набор качеств идеального педагога не зависит от того, в каком классе учится ребенок. 

Профессия учителя предполагает «общительность, умение наладить диалог в процессе обучения и за рамками занятий», уверены участники исследования. Преподаватель не должен принимать ни одну, ни другую сторону в спорных ситуациях, обязан рассматривать различные точки зрения, уметь брать на себя роль миротворца. 

При этом родители старшеклассников напоминают, что дети прежде всего стремятся быть услышанными, ждут непредвзятого отношения к себе со стороны преподавателей. 

Результаты исследования выстроены в виде набора достоинств идеального учителя, включающего 22 позиции. Они расположены в порядке убывания значимости для родителей. 

Впрочем, такое распределение достаточно условно, так как, по мнению родителей, все перечисленные составляющие педагогического мастерства находят отражение в портрете педагога-идеала. По их словам, «эти характеристики размещены не по порядку, а по кругу». 

Составленный итоговый портрет включает в себя не только общепедагогические и специальные профессиональные умения и навыки, но и такие характеристики личности педагога, как честность, порядочность, терпение. А также «демонстрацию активной гражданской позиции и здорового образа жизни на личном примере». 

«Наше исследование призвано помочь родителям наладить диалог с администрациями школ, учителями. Не думаю, что профессионалам обучения нужно идти на поводу у родителей. Но прислушаться к их мнению важно», — цитирует агентство организатора исследования, заведующую лабораторией профессионального развития в образовании МГПУ Ольгу Айгунову. 

Она рассказала, что выводы исследования могут быть полезны для мам и пап, испытывающих неудовлетворенность качеством преподавания, сложившимся стилем общения в коллективе. 

Интересно, по ее словам, что авторы утвержденного приказом Минтруда РФ пять лет назад (18 октября 2013 года) профессионального стандарта педагога предъявляют к учителю практически те же требования, что и московские родители. 

«Мы спрашивали у респондентов: знаете ли вы о существовании профессионального стандарта педагога? Никто не знал. Как бы то ни было, качества, отраженные в первых девяти позициях «идеального портрета», выполненного московскими родителями, закреплены на уровне подзаконного акта. То есть, даже не читая стандарт, родители описали те же характеристики», – добавила она. 

Ольга Айгунова подчеркнула, что «в отличие от репетитора — учителя на час, школьный учитель является значимым взрослым». Его «поведенческие особенности дети копируют или осознанно заимствуют, сравнивают с ценностями родителей»: «Штатный учитель прислушивается к индивидуальным особенностям ребенка, влияет на его личностное становление. А репетитор ориентирован на задачу «здесь и сейчас». 

Она уточнила, что «процесс становления личности глубже и больше чем услуга»: «У рыночной услуги очень четкие характеристики, прямолинейные. Здесь не надо нырять в глубину. А образование раскладывается на очень много параметров, оно как разветвленное дерево». 

А как сами воспитанники представляют себе учителя XXI века? 

По мнению учеников, опрошенных Московским образовательным интернет-телеканалом, главные пять черт идеального педагога – умение доступно объяснять новый материал, быть добрым и одновременно справедливым, а также умным и знать не только свой предмет. 

Школьники также отметили, что учитель должен быть заботливым и понимающим, применять на уроках новые информационные технологии, рассказывать увлекательные истории. Кроме того, у идеального педагога ученики больше нового узнают в классе, чем во время выполнения домашнего задания. 

Фото: РИА Новости 

Исследование «Идеальный педагог глазами родителей учащихся» было организовано лабораторией профессионального развития в образовании МГПУ. В нем приняли участие родители из Москвы в возрасте менее 25 лет (3,2%), от 25 до 35 лет (15,9%), от 36 до 45 лет (46,8%), от 46 до 55 лет (24,1%), старше 56 лет (10%). 

Преобладающее большинство респондентов (56,6%) имеют высшее образование, 24,4% несколько высших, 11,2% ученую степень. Одного школьника в семье имеют 72,7 % опрошенных, двоих 22,2%, троих 4,1%, более четырех 1%. При этом у 41% участников исследования дети учатся в первом — четвертом классе, и у такого же количества в пятом — девятом классе. 

Ольга Васильева: в школах будет больше учителей-мужчин 

Министр просвещения России Ольга Васильева надеется, что мужчин среди учителей в России станет больше. 

«В российской и советской школе преобладают женщины. На мой взгляд, чем больше мужчин будут работать в школах, тем больше будет и успеха в том числе», — приводит РИА Новсти слова Васильевой, сказанные ею после второго очного тура федерального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018», прошедшего в Санкт-Петербурге 

По ее словам, призеры конкурса — молодые ребята с педагогическим стажем по 4-5 лет. 

«Это осознанный выбор, это вселяет надежду. Это говорит о том, что меняется отношение самих молодых людей к этой профессии», — отметила министр. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале