ЧМ-2018: впечатления переводчика

Вот уже месяц тема номер один в России ― чемпионат мира по футболу. А после того, как наша сборная впервые в постсоветской истории попала в четвертьфинал, футболом заинтересовались даже те, кто близко не подходил к фан-зоне. Причиной стал не только спортивный азарт, но и праздник футбола, который привезли в Россию миллионы болельщиков. Дарья Лабутина поработала на чемпионате переводчиком и теперь делится впечатлениями.
 

Копакабана на Никольской

Для меня чемпионат начался в ночь на 16 июня, когда я летела на самолете из Афин в Москву вместе с мексиканскими болельщиками в сомбреро и аргентинцами в майках с именем Лионеля Месси. Это были цветочки по сравнению с костюмами, которые потом встречались в фан-зоне напротив Главного здания МГУ и на Никольской улице ― главной неофициальной тусовке болельщиков чемпионата. Настоящий бразильский карнавал развернулся на улице у стен Кремля силами не только бразильцев, но и египтян в облачении фараонов, саудитов в костюме шейхов, датчан-викингов и прочих незаурядных фанатов, готовившихся к чемпионату основательно и заранее. Например, у сборной Франции есть болельщик-талисман, который на каждый чемпионат приезжает с символом команды ― галльским петухом. Петух каждый раз, естественно, новый, купленный у местных хозяев. Колорит вносят и менее затейливые фанаты, ограничившиеся фирменными майками сборной и национальными флагами.

 

Носить форму ― важное условие для болельщика. Только так можно различить своих в толпе незнакомцев и понять, каковы силы фанатов твоей сборной в общей массе. Путаница возникает, только когда флаги похожи ― например, русский и французский, или когда фанаты в кураже меняются футболками. На стадионе эти цветовые ареалы придают игрокам уверенности, особенно когда билеты распределяются не по секторам, а вразнобой. По тем же футболкам мы с французскими журналистами, к которым я была приставлена переводчиком, находили героев для съемок ― чем ярче костюм, тем выше шансы засветиться на телеканале. Мы снимали болельщиков перед матчем Франция ― Перу в Екатеринбурге, где численное преимущество осталось за перуанцами в пропорции 40 к 2. Разыскать французов было настоящей задачей, причем снимали журналисты одних и тех же. Быть футбольным фанатом значит быть публичным лицом, уметь раздавать комментарии прессе и позировать фотографам.

Самый дорогой чемпионат

Из тех болельщиков, с которыми я общалась, не было ни одного недовольного. Хвалили инфраструктуру ― лучше, чем на Евро-2016 во Франции, качество стадионов и их доступность, добрых и улыбчивых полицейских, безопасность на матчах и после них. Особенно фанатов порадовал бесплатный проезд на метро и поездах до городов проведения чемпионата, безвизовый режим. Всем очень понравилась Москва, французы отмечали, как красива Казань.

Этот чемпионат уже получил звание самого дорогого и самого дружелюбного. На удивление журналистов, обошлось без драк на национальной почве. Были на Никольской сербские болельщики, которые скандировали: «Крым ― России, КосовоСербии», были хорваты с лозунгом «Слава Украине», но в остальном футбол и политика не шли рука об руку. Спорт, напротив, ослабил антироссийскую пропаганду в зарубежной прессе: чемпионат развеял многие слухи о нашей стране и позволил миллионам иностранцев увидеть страну собственными глазами. Никто не ожидал, что Россия справится с организацией чемпионата так хорошо.

Не ожидали и наши болельщики, что сборная выйдет не то что в 1/4, но даже в плей-офф чемпионата. Такой ажиотаж, как после с игры с испанцами, я видела только на 9 мая: песни в метро, флаги повсюду, пробки на улицах, высовывающиеся из машин люди… Даже песни пели военные, например, «Катюшу» ― спортивных у нас почти нет.

Но я на этом чемпионате обратила внимание на другое. Девушка-таксист в Екатеринбурге рассказывала, как преобразился город. «То, что обещали сделать в течение пятнадцати лет, сделали в итоге только к чемпионату, ― посетовала она. ― До этого по дорогам вообще было не проехать. Отремонтировали фасады зданий на центральных улицах, построили новый торговый центр, сделали развязку перед стадионом вместо парка». Та же участь постигла другие города чемпионата, Нижний Новгород, Казань, жители которых с каждым годом отмечали резкие улучшения в инфраструктуре.

Приключения иностранцев в России

Сколько историй об англичанах, которые перевернулись на арендованной машине в Волгограде, швейцарцах, ехавших в Ростов-на-Дону через зону конфликта в Донбассе, американцах, которые несколько дней ехали на поезде без наличных и которых угощали вареными яйцами соседки по купе, я наслушалась за этот чемпионат! Кажется, иностранцы испытали на себе всю мощь русского гостеприимства. Даже языковой барьер не стал помехой. Болельщики освоили приложение, которое синхронно переводит и озвучивает надиктованную фразу. Но техника, конечно, несовершенна. В кафе я наблюдала сцену, как бедный официант не мог ответить на запрос перуанского клиента: «Что происходит с лососем?». Имелось в виду, какой гарнир подают к рыбе.

 

Повезло и с погодой. Не понадобились шапки-ушанки и куртки, которые привезли с собой фанаты из Южной Америки. На открытых трибунах, правда, жара порой достигала 40 градусов, а порой температура опускалась до 10. В первом случае спасало холодное пиво, в последнем ― напитки покрепче.

Помню, как еще в начале чемпионата доносились предложения ограничить общение фанатов с русскими девушками во избежание непредвиденных ситуаций. К счастью, идеи не пошли дальше парламента, так что наши соотечественницы насладились обществом колоритных латиноамериканцев и других болельщиков, которые с большим энтузиазмом знакомились, фотографировались, учили иностранным языкам и сами учили русский… Посмотрим, повлечет ли «дух интернациональной дружбы» такое же количество межнациональных браков, как после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Но то, что мы этот чемпионат выиграли ― не в футболе, а в душах болельщиков, понятно уже сейчас.

Фото автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале