«Кинотавр-2018»: «Глубокие реки» разъедает «Кислота»

Каждый год в начале лета Сочи на неделю становится столицей российского кино. Фестиваль «Кинотавр» проходил в городе тёмных ночей уже в 29-й раз и был полон сюрпризов. Пока публика наслаждалась зрительскими лентами на площади перед Зимним театром, участники и гости фестиваля в стенах самого театра погружались в мир авторского кино.
Фото: Mt.kp.ru 

Три конкурсных программы, спрессованные в восемь дней, оказались испытанием даже для искушённой публики: фильмы были разные, и многие из них сложно назвать «приятными для просмотра». Вероятно, именно по этой причине жюри основного конкурса под руководством режиссёра Алексея Попогребского на фоне кинопровокаций остановило выбор на многослойной и вместе с тем человечной лентой Наталии Мещаниновой «Сердце мира». Исполнитель главной роли в фильме и по совместительству муж Мещаниновой актёр Степан Девонин получил награду за лучшую мужскую роль, а сам фильм стал также обладателем приза Гильдии киноведов и кинокритиков.

Лента повествует о жизни молодого ветеринара, живущего на притравочной станции (место, где собак учат охотиться на диких животных ― «ТД»). Выросший с пьющей матерью, он находит покой и семейный уют в доме хозяина станции. Маленькое счастье разрушается с приходом «зелёных», которые из благих намерений выпускают лис, обрекая их на смерть в естественных условиях, и уничтожают мир иллюзий главного героя. История подкупает несиюминутностью и аутентичностью героев. Наталья Мещанинова ― к слову, сценарист победившей в прошлом году «Аритмии» ― безукоризненно находит точные слова и ещё более точные паузы, побуждая к умственной и духовной работе.

Кадр из фильма «Сердце мира» 

Однако многим выбор жюри показался странным: киносообщество делало ставку на фильм Алексея Федорченко «Война Анны» ― военную, а точнее антивоенную драму о судьбе маленькой еврейской девочки, которая чудом выжила во время расстрела. Из-за предательства взрослых ребенок оказывается в немецкой комендатуре, где долгие месяцы прячется в камине. Картина была показана в конкурсе первой и произвела такое впечатление на публику, что все остальные фильмы основной программы казались незначительными. В результате фильм Федорченко не удостоился ни одного приза, не считая диплома актрисе Марте Козловой, которой на момент съемок было шесть лет.

Последствия судейского решения оказались неожиданными. На следующий день после закрытия фестиваля продюсеры картины публично заявили, что отказываются выпускать картину в прокат, так как потенциальные дистрибьюторы утратили интерес к фильму. Отказались правообладатели «Войны Анны» и от серии киноклубных показов. Такой поворот вызвал серьёзный резонанс: картина снималась не только на средства крупных инвесторов, но и на пожертвования, собранные с помощью краудфаундинга. Возмутились зрители, отдававшие чуть ли не последний рубль ― фильм снимался для них, а не для наград! Знатоки не исключают, что скандал ― лишь тонкий рекламный ход со стороны продюсеров, которые хотят продать максимум билетов на точечные летние показы. Как бы там ни было, сам Алексей Федорченко стоически пережил фиаско и активно работает над следующим фильмом.

Кадр из фильма «Война Анны» 

«Сердце мира», наоборот, демонстрировалось в последний конкурсный день. Награждать «хедлайнеров» становится для «Кинотавра» традицией ― в прошлом году так же было с «Аритмией». Но сейчас позиция жюри не вполне ясна. «Искусство невозможно без внутренней свободы, ― говорил на открытии фестиваля Алексей Попогребский. ― И мы надеемся найти в конкурсной программе фильм, где этой внутренней свободы будет как можно больше». Если следовать такой логике, гран-при фестиваля должен был завоевать фильм-провокация Григория Константинопольского «Русский бес». Картина яркая, неоднозначная, разделившая публику на два стана. Одни восприняли высказывание режиссёра с воодушевлением ― кто ещё рискнёт столь откровенно изобразить сегодняшнее время, другие фильм не приняли категорически. «Русский бес» стал самым обсуждаемым событием фестиваля и вполне заслуженно удостоился награды за лучшую режиссуру, но прокатная судьба ленты пока тоже неясна.

Приз зрительских симпатий и награду за лучший сценарий завоевала «История одного назначения» Авдотьи Смирновой. Молодой поручик Григорий Колокольцев, желая выбраться из-под опеки отца-генерала, отправляется служить в Тульскую область. Попав в заскорузлую систему армейской муштры, либерал Колокольцев на первых порах пытается её реформировать, но потом сам попадает в жернова. На его глазах разворачивается драма маленького человека ― взбунтовавшемуся писарю, долго терпевшему унижения начальства, грозит трибунал. Колокольцев обращается к своему другу ― графу Льву Толстому с просьбой защитить писаря на суде. Писатель с жаром соглашается помочь, не подозревая, что система уже готовит ему юридическую ловушку. Хотя сценарий картины был написан десять лет назад, многие нашли в ней явные переклички с делом «Седьмой студии». «Я не хотела спрятаться за XIX век, чтобы рассказать историю Кирилла Серебренникова, ― утверждает Смирнова. ― Просто наша история такова, что одни и те же ситуации повторяются снова и снова». Фильм, созданный без господдержки, выйдет в прокат осенью, дистрибьютором выступила компания «Уолт Дисней».

Кадр из фильма «История одного назначения» 

Обилие работ, выставленных на фестиваль, вынудило организаторов отделить конкурс дебютов от основного. Результат превзошёл все прогнозы: состязание дебютантов оказалось даже сильнее и интереснее, чем основной конкурс, изобилующий громкими именами и фамилиями. Жаль только, что новичкам, пришлось сражаться за единственную награду, которую разделили между «Кислотой» Александра Горчилина и «Глубокими реками» Владимира Битокова. За бортом «Двое» Тимофея Жалнина, «Ваш репетитор» Антона Коломейца, «Пусть будет Лиза» Игоря Каграманова.

Любопытно, что в трёх из восьми дебютных фильмах действие происходит в лесу. Лес ― полноценный персонаж, влияющий на ход событий. В «Двоих» тайга с её зловещими елями, высокими горами и быстрыми реками помогает главным героям миновать семейный кризис и получить шанс спасти отношения. В «Глубоких реках» отец и двое сыновей каждое утро отправляются рубить лес, чтобы продать побольше бревен и перезимовать. Внезапная травма отца обнажает конфликт семьи с жителями деревни, и если его не решить, лес-кормилец станет лесом-убийцей. В этническом триллере «Мёртвые ласточки» живой лес ― сказочное царство, которое обитают лешие, водяные и шишиморы. Беспутный молодой певец, бегущий от ответственности перед девушкой, и не подозревает, какое испытание приготовили ему лесные духи.

Кадр из фильма «Кислота» 

Изобиловал дебютный конкурс и прекрасными актёрскими работами. В первую очередь стоит отметить Илью Маланина в картине «На районе» Ольги Зуевой, где тот на несколько голов переиграл звёздного партнёра Данилу Козловского. В очередной раз потряс скупой и разрывной органикой Александр Кузнецов, появившийся на «Кинотавре» сразу в двух картинах ― фильме открытия «Лето» Кирилла Серебренникова и «Кислоте». Также впечатлили Татьяна Полосина с Антоном Момотом («Двое») и Елена Махова («Пусть будет Лиза»).

В целом программа нынешнего «Кинотавра» оказалась, пожалуй, самой интересной и насыщенной за последние 10 лет. Жаркие дискуссии сопровождали фестиваль с первого до последнего дня. Большое количество работ представил и короткометражный конкурс ― их авторов на следующих «Кинотаврах» ждут уже с полнометражными картинами.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале