Француз на службе русского балета. К 200-летию Мариуса Петипа

11 марта исполнилось 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа. Почему историю русского балета невозможно представить без французского балетмейстера, размышляет Мария Разгулина.
Мариус Петипа

В судьбе и наследии Мариуса Петипа много парадоксов. Ребёнком он совершенно не интересовался балетом (за что был неоднократно бит собственным отцом Жаном-Антуаном Петипа — в процессе обучения тот не гнушался никакими средствами) и тем не менее стал самым прославленным хореографом в истории. Француз родом из Марселя, поставил свои знаменитые балеты на русской сцене. Умелый царедворец и любимец публики, умер почти всеми забытый в деревушке Гурзуф в Крыму.

Карьера Петипа в России началась в 1847 году: тогда подходила к своему концу эпоха романтизма, а на петербургской сцене властвовал автор «Жизели» балетмейстер Жюль Перро. Интересно, что свой переезд в Петербург Петипа объяснял просто: в Европе, говорил он, «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно падает».

Сцена из балета «Спящая красавица»

Балеты Петипа стали его видением пластики и красоты. От ранней «Дочери фараона» 1862 года в петербургском Большом театре до поздней «Раймонды» для бенефиса Пьерины Леньяни в Мариинском театре в 1898 году они отличались масштабом замысла, обилием танцев и пантомимы и эффектными сценическими решениями. Петипа мастерски справлялся с кордебалетом и танцовщицами, среди которых были и заезжие итальянские балерины с виртуозной техникой, и солистки императорских театров — а за ними часто стояли влиятельные покровители. Этим объясняется огромное количество вставных вариаций во многих балетах Петипа: каждой надо было угодить, и для каждой он сочинял свою, не похожую на другую вариацию.

Среди сюжетов его балетов тоже наблюдалось невиданное разнообразие: в «Дон Кихоте» на сцене была яркая и праздничная Испания, в «Баядерке» — Индия и восточный колорит, «Дочь фараона» переносила зрителей в Древний Египет, а балет-феерия «Спящая красавица» на музыку Чайковского была данью эпохе короля-солнца Людовика XIV во Франции.

Главный балетмейстер петербургских императорских театров Мариус Петипа ставил по два, а иногда и по три балета в год. Это стоило колоссальных денег (здесь как нельзя к месту оказывалась щедрая финансовая поддержка со стороны императорского двора) и требовало невероятной работоспособности. Конечно, Петипа не гнушался помощью коллег: так в «Лебедином озере» II и IV акты были поставлены Львом Ивановым, и именно хореография Иванова для II акта дошла до наших дней с минимальными изменениями. Тем не менее, Мариус Петипа был главной движущей силой русского балета того времени.

Юлия Седова — Аспиччия в балете «Дочь фараона»

Он умел ценить таланты вокруг себя: за переделку «Лебединого озера» Петипа взялся несмотря на провал предыдущей постановки в московском Большом театре, а для «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» писал Чайковскому планы балетов с указанием продолжительности и даже метрического размера для каждого танца. И хотя его любимой балериной была итальянка Пьерина Леньяни, при нём начинали карьеру первые русские балетные звезды ― Матильда Кшесинская и Анна Павлова.

В конце жизни Петипа писал в мемуарах: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».

Тогда карьера виделась ему завершенной. Сейчас его спектакли стали определением русского балета. Пусть и в самых разных поздних редакциях, они хранят в себе блеск и роскошь императорской сцены, хореографическую изобретательность ума балетмейстера, его живое воображение и, конечно, загадочную русскую душу.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале