День рождения гамбургера: самому популярному сэндвичу исполнилось 117 лет

В этот день в 1900 году американский повар Луи Гессинг, родом из немецкого Гамбурга, продал свой первый гамбургер. С тех пор сэндвич стал символом вкусной и быстрой уличной еды.
 

Своим названием главный американский бутерброд обязан выходцам из немецкого Гамбурга. В XIX веке этот город славился своей говядиной. Её поставляли в магазины и таверны кусочками, приправленными специями. 

Однако для того, чтобы стать «королём» американского, а затем и мирового фастфуда, немецкий бифштекс должен был быть удобным для еды «на ходу». 

27 июля 1900 года американский гастроном Луи Лессинг в своем родном городе Нью-Хейвен продал первый гамбургер. Именно он положил традиционный немецкий бифштекс между двумя круглыми булочками, добавил соус и листик салата. Именно в таком виде гамбургер стал символом гастрономии Нового Света. 

Гамбургеры получили широкую известность в 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе. Однако ещё в течение 30 лет американцы продолжали отдавать предпочтение хот-догам, жареным цыплятам и итальянской пицце. 

В начале 1930-х настал звёздный час бургеров, когда канзасец Уолтер Андерсон основал первую сеть закусочных White Castle Hamburger, в меню которых входили гамбургеры как основное блюдо. 

Окончательному успеху нового фастфуда способствовала сеть кафе Wimpy Grills, которая наделила гамбургеры двумя главными преимуществами, ставшими золотым правилом предприятий быстрого питания. Гамбургеры начали продавать по очень низким ценам. Кроме того, была применена технология поточного приготовления, что позволяло затрачивать на обслуживание каждого посетителя менее одной минуты.

 

История самого успешного бизнеса на гамбургерах началась в 1948 году, когда в калифорнийском городе Сан-Бернардино встретились братья Макдональд и Рей Крок, изобретатель машины для смешивания молочных коктейлей. В результате был создан McDonald's, сеть которого начала расти бешеными темпами благодаря введённой руководством компании системе сотрудничества крупного и малого бизнеса. 

С тех пор в ресторанах сети появились классический, двойной гамбургеры, чизбургер — блюдо с сыром, а меню ресторана постоянно пополняется всевозможными обновлёнными рецептами. McDonald's и их гамбургеры стали барометром для американской и мировой экономики и символом глобализации. 

Несмотря на признанную вредность бургеров и потрясшие сети быстрого питания громкие судебные процессы, гамбургер наравне с джинсами по-прежнему остается символом американской культуры и самой демократичной пищей, которую можно заказать и в придорожной забегаловке, и дорогом ресторане. 

Итак, что же представляет собой классический гамбургер? Между двумя булочками помещают котлету из говяжьего фарша, добавляют кольца лука, нарезанные ломтиками помидоры и солёные огурцы — такого рецепта придерживаются практически все повара фастфуд ресторанов, в которых подают гамбургеры. 

Кстати, в этот же день, 27 июля, в 1988 году ожирение было объявлено общенациональной проблемой здравоохранения США. 

Фастфуд — быстрое питание 

Блюда быстрого приготовления существуют в национальной кухне различных стран мира (например, итальянская пицца). 

Гонконгские чхачханьтхэны — азиатская разновидность ресторанов быстрого обслуживания, возникшая в 1950-х годах. В этих заведениях подают блюда, сочетающие в себе китайские и европейские черты, в частности, смесь чая с кофе и сгущённым молоком, суп с лапшой быстрого приготовления и ветчиной, а также разнообразные варианты сэндвичей.

 

Развитие сети McDonald’s также показывает распространение фастфуда: в 1956 году в США было 14 ресторанов McDonald’s, в 1960 году — 228, в 1968 году — 1000, в 1975 году — 3076, в 1980 году — 6263, в 1984 году — 8300, в 1990 году — 11800. Сейчас у корпорации McDonald’s больше 30 тысяч заведений в 119 странах мира. 

Преимуществом фастфуда является быстрота приготовления и употребления, дешевизна (относительно обычных ресторанов с официантами). С одной стороны, это находит отклик у потребителя (особенно в крупных городах с насыщенным ритмом жизни). С другой стороны, такая пища очень технологична, что позволяет сетям фастфуда быстро развиваться. Не последнюю роль играет агрессивная реклама в различных СМИ. 

Русский фастфуд 

Сеть блинных «Теремок» — пример того, как может быть реализована идея национальной сети быстрого питания. В 1998 году во время путешествия в Европу предприниматель Михаил Гончаров увидел, какой популярностью пользуются в Париже и Лондоне блинные. После чего у Гончарова возникла идея создать фастфуд с блинами с разными начинками. 

В 1999 году в Москве в районе станции метро «Аэропорт» был открыт первый киоск «Теремок», а затем сеть начала разрастаться. В «Теремке» делали ставку на качество еды: отказались от усилителей вкуса, заменив их натуральными приправами, и впервые на рынке фастфуда разработали технологию варения супов — до этого в ресторанах быстрого питания использовали супы из пакетиков. 

 
 

Сейчас «Теремок» входит в топ-5 крупнейших операторов сетей быстрого обслуживания в России наряду с Subway, McDonald's, Burger King и «Крошка-картошка». 

Ещё один успешный российский фастфуд-гигант — «Крошка-картошка». В 1998 году предприниматели Андрей Конончук и Виталий Науменко открыли в Москве первое автокафе «Крошка-картошка». Основным блюдом этого заведения был близкий сердцу и желудку всякого россиянина печёный картофель с различными наполнителями. В 2001 году начали работать несколько заведений сети, а в 2003 году появились первые стационарные кафе. 

Влияние на здоровье 

Полуфабрикаты, широко используемые в сетевых фастфудах, как и другая еда «фабричного» производства, могут содержать различные пищевые добавки. В большинстве случаев содержание этих добавок строго нормируется и они не представляют вреда для здоровья. Опасность фастфуда может заключаться в излишнем его употреблении, которое может приводить к накоплению избыточного веса.

 

В фастфуде содержатся трансизомеры жирных кислот. Их содержание сильно разнится в зависимости от продукта. В стандартном чизбургере, по данным USDA, всего лишь 0,7% трансжиров. Однако в пирожках и мороженом их доля может достигать 35%. Это обусловлено тем, что многие из них готовятся с использованием маргаринов. Они нарушают иммунитет человека, увеличивают риск развития диабета, онкологических заболеваний, снижают количество тестостерона, нарушают обмен простагландинов (регулирующих множество процессов в организме и находящихся практически во всех тканях и органах), нарушают работу цитохром с-оксидазы — главного фермента, обезвреживающего канцерогенные и некоторые лекарственные токсины. 

По результатам 14-летних наблюдений английских учёных, опубликованных в en:British Medical Journal (№11, 1998), смертность от ишемический болезни сердца и число инфарктов миокарда среди любителей продуктов, содержащих трансизомеры жирных кислот, намного выше, а рак молочной железы встречается на 40% чаще.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале