Петербург по-белому

На минималистические декорации Олега Головко в виде белых прямоугольных колонн проецируются то Дворцовая площадь 9 января 1905 года (этот день вошёл в историю как «Кровавое воскресенье»), то парадный Невский проспект, то интерьеры дома сенатора Аблеухова, то кабак. Таким предстаёт перед нами мюзикл «Белый. Петербург», получивший «Золотую маску» в двух номинациях ― за лучшие мужскую роль и работу дирижёра.
Фото: Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Впервые спектакль по мотивам романа Андрея Белого «Петербург» был представлен на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии в 2015 году, к столетию Георгия Товстоногова ― учителя режиссёра Геннадия Тростянецкого. Сам Геннадий Рафаилович говорил в интервью, что идея поставить спектакль зародилась у него давно, но поиск подходящей формы воплощения занял больше 20-ти лет. Решающей стала встреча с генеральным директором театра музкомедии Юрием Шварцкопфом: возглавляемый им коллектив уже имел опыт успешной работы в жанре мюзикла. К работе над спектаклем также были привлечены поэт Константин Рубинский и композитор Георгий Фиртич.

Стремительная смена картин первого акта захватывает зрителя: происходящее больше похоже на отдельные зарисовки для пока ещё не сложившегося полотна. Всю целостность повествование обретает только во втором акте. Здесь главные герои, в первом акте показанные гротескно и фантасмагорично, открываются с иной, часто противоположной стороны. Так, сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов, блистательно сыгранный народным артистом России Виктором Кривоносом, ― уже не чиновник, предлагающий охладить революционный пыл столицы с помощью льда, а глубоко несчастный человек, который в одночасье лишился почти всего. Из-за выходки сына на балу в присутствии императора Николая II (Виталий Головкин) и императрицы Александры Фёдоровны (Светлана Лугова) сенатор попадает в опалу. Он бродит в шинели по холодному Петербургу, где ему встречаются Александр Пушкин на роликовых коньках, Николай Гоголь с «птицей-тройкой» и Фёдор Достоевский в образе дворника.

 Фото: Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Его сын Николай Аблеухов мало похож на представителя «золотой молодёжи» из первого акта. Если до этого он всячески пытался дистанцироваться от отца и верил в идеалы Партии (социалистов-революционеров ― «ТД»), то сейчас его приводит в ужас, что люди, которым он доверял, могут заставить его взорвать собственного отца. Молодому актёру Владимиру Садкову удалось показать эти две грани одного человека.

Даже бомбист-идеалист Александр Иванович Дудкин (Игорь Шумаев), считавший себя творцом, а людей вокруг себя ― «клавишами», с помощью которых можно достичь нужных целей, услышав отчаяние Аблеухова-младшего, не может поверить, что Партия дала его университетскому товарищу подобное задание.

Одновременно возникает фигура провокатора, агента охранки Липпанченко. Сыгравший его Александр Круковский великолепно справился с ролью омерзительного человека, практически чудовища, способного вызвать страх одними рассуждениями.

 Фото: Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Режиссёр не обошёл стороной и лирическую часть романа. Именно любовь противопоставляется хаосу, который происходит на сцене. Ярче всего это можно увидеть во взаимоотношениях сенатора Аблеухова и его супруги. Сбежав от холодного мужа в Италию к любовнику, Анна Петровна Аблеухова (Ольга Лозовая) в конце концов возвращается в Петербург. Она такая же потерянная, как Аполлон Аполлонович, ― и именно это сближает их снова.

Заканчивается спектакль вновь проекцией, но теперь она показывает ретроспективу событий последних ста лет вплоть до наших дней. Наверное, даже самые стойкие зрители не смогли сдержать слёз, глядя на эти кадры. Перед глазами ― то лица военных, то разрушенные землетрясениями здания, пожарища, и как пронзительная точка ― развороченный вагон в Петербургском метрополитене.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале