Читалка Игоря Волгина: «Тень Мазепы», «Бильярд в половине десятого», «Вера»

Серию материалов «Читалка», в которой люди Московского университета рассказывают о последних прочитанных или перечитанных книгах, продолжает разговор с Игорем Волгиным ― профессором факультета журналистики МГУ и Литературного института имени А.М. Горького, достоевистом, поэтом, ведущим телепрограмм «Игра в бисер» и «Контекст».
Фото: Mediashm.ru 

Я человек «подневольный»: обязательно перечитываю по четыре книги в месяц, которые мы обсуждаем на моей авторской интеллектуальной передаче «Игра в бисер». И я не просто так говорю в конце каждой программы: «Читайте и перечитывайте классику!» ― я и сам перечитываю её самым добросовестным образом. Даже школьные вещи, такие как «Полтава» Пушкина, всегда честно перечитываю от корки до корки.

Сергей Беляков, «Тень Мазепы»

Конечно, сейчас я читаю классику уже немного иначе: ищу новые смыслы, ​формулирую вопросы. Это большое чтение. Готовясь к обсуждению какого-то текста, я читаю и другие материалы, относящиеся к этой теме. Критику, ЖЗЛ, прессу, литературу вокруг этой книги. И иногда открываю для себя совершенно неожиданных авторов. Например, недавно открыл для себя такого автора, как Сергей Беляков. Этот автор получил премию «Большая книга» за свой труд о Гумилёве. Из его новых книг мне кажется очень любопытной «Тень Мазепы». В ней описывается Украина при Гоголе. Очень информационно насыщенная, на мой взгляд, и интересная получилась работа.

Генрих Бёлль, «Бильярд в половине десятого»

Мы обсуждаем очень разные вещи, и иногда попадаются книги, которые я раньше не читал или читал очень давно, например, «Митину любовь» Бунина или «Бильярд в половине десятого» Бёлля. В такие моменты многое открываешь для себя заново...

Я читал «Бильярд в половине десятого» в начале шестидесятых годов, когда книга только появилась. Сейчас, спустя почти полвека, она воспринимается мной уже совсем иначе ― гораздо более глубоко. Конечно, ты уже обогащён собственным опытом, знанием мировой истории, а ещё ты знаешь, что произошло в мире в следующие десятилетия после написания этой книги. Плюс знаешь, как сложилась и чем завершилась судьба самого Бёлля, что ещё он написал, и понимаешь, какое место эта книга занимает в контексте его творчества и биографии в целом. Всё видишь объёмнее… За эти годы у меня обострился вкус, было прочитано много книг, есть, с чем сопоставить.

Я хорошо знал Льва Копелева, друга Солженицына, изображённого в «Раковом корпусе». Мы дружили, и он много рассказывал мне о Бёлле, другом которого был. Конечно, с тех пор я воспринимаю прозу Бёлля через призму этих личных впечатлений Копелева, его комментариев.

Молодым людям я бы тоже советовал прочесть «Бильярд в половине десятого», но имея в виду, что это трудное чтение. Её надо читать усидчиво, имея интерес к сюжету, к немецкой истории. Конечно, сейчас эта книга не бестселлер, хотя когда-то была им, ― сегодня это литература не для массового чтения… Там сложная композиция, постоянные наплывы, воспоминания, все события происходят в один день 1958 года, и это при том, что перед нами сага о трёх поколениях семьи и о пяти десятилетиях из жизни немецкого народа. Нужно внимательно следить за сюжетом, чтобы суметь оценить и понять многоплановость этой прозы.

Эта книга будет полезна людям, интересующимся немецкой историей, историей Европы, романистикой последнего полувека. Надо отдать должное, при всей своей сложности этот роман захватывает. Он очень хорошо написан, талантливой писательской рукой, с точными деталями. Но он никогда не будет массовым. Он сыграл свою роль, Бёлль получил Нобелевскую премию за свои романы в 1972 году, в том числе и за этот, и его, разумеется, надо знать.

Поэзия Бориса Слуцкого и Александра Межирова

Вообще, я, конечно, рекомендую любую из тех 160 книг, которые мы обсуждали на программе за последние пять лет. Конечно, среди этих книг есть и особенно любимые мной, которые я особенно горячо рекомендую. Например, поэзию Слуцкого, Межирова. Если брать прозу, то «Золотой телёнок», «Двенадцать стульев».

Что касается современной литературы ― у меня целая полка накопилась книг, подаренных писателями. В «Театральном романе» Булгакова есть такая сцена: «Егор, пожимая мне руку, осведомился, прочёл ли я его книгу. Я похолодел от страху и сказал, что не читал. Тут побледнел Егор. ― Где уж ему читать, ― заговорил Ликоспастов, ― у него времени нету современную литературу читать... ― Вы прочтите, ― веско сказал Егор, ― хорошая книжица получилась». Вот и я так, боюсь иногда встречаться с писателями.

Например, «Обитель» Прилепина я так и не успел прочесть, хотя слышал разные мнения, обсуждал и с Евтушенко, и с другими писателями. Очень хочется прочесть, но когда? Сейчас уже вышла его новая любопытная книжка «Взвод». Тоже хочется прочесть.

Александр Снегирёв, «Вера»

Зато я успел прочесть «Веру» Александра Снегирёва. Интересно, советую. Это действительно качественная проза. В позапрошлом году эта книга получила премию «Русский Букер», и примерно тогда же я её с удовольствием прочёл. Чувствуется, что автор очень хорошо владеет стилем, современной лексикой. Он достаточно чуток к современным явлениям, и эта книга, конечно, про нашу жизнь. Я читаю тексты Снегирёва в соцсетях, в блогах ― тоже очень любопытное, занимательное чтение. Он, на мой взгляд, один из самых интересных современных писателей.

Записала Анастасия Прощенко

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале