Павел Лунгин приступил к съёмкам фильма о ГУЛАГе

Режиссёр объявил о старте съёмок фильма о сталинских лагерях и политических репрессиях в СССР.
Фото: ТАСС 
«Я читаю много воспоминаний, меня интересует документальная история для того, чтобы это не было фантазией. Так что я набираюсь, читаю и все больше и больше понимаю, что это должен быть фильм не только о жестокости, бесчеловечном, бессмысленном убийстве и унижении людей, но и о том, как можно выстоять. Потому что народ прошел школу лагерей, но были люди, не сломленные лагерем, и их было много», — рассказал Лунгин в интервью ТАСС.

По его словам, тема ГУЛАГа — это тема «давления и противодействия». «Потому что школа лагеря давала очень много другой силы, несмотря на всю жестокость. Достаточно прочитать у Шаламова или у Солженицына, как человек голодом и холодом доводился почти до животного состояния. Но тем не менее там была сильная дружба, взаимопомощь, было много внутренних отношений, была любовь, были истории о побегах», — пояснил он.

Свой фильм режиссёр хочет снять о тех, «кто победил». «То есть внешне проиграл, но внутренне победил», — сказал Лунгин.

Ранее Лунгин говорил, что хочет снять фильм о ГУЛАГе, потому что «в обществе идёт спор об Иване Грозном» и, по его мнению, «скоро будут спорить и о Сталине».

После открытия в Орле первого в России памятника Ивану Грозному Лунгин назвал царя «сыноубийцей, женоубийцей, внукоубийцей», который «лично принимал участие в пытках» и «был настоящим злодеем». «Это вопросы к нам. Эти вопросы о нас. Как мы оцениваем своё прошлое и настоящее. И тогда мы понимаем, что на самом деле речь идёт не о Грозном. Это всё эвфемизмы в так и не разрешенных спорах о Сталине. И Грозного, с легкой руки Эйзенштейна, используют как метафору оценки правления Сталина. Это как бы мечта о нём. Значит, есть определенная часть людей в нашем обществе, которые хотели бы разделить страну на своих и чужих, на палачей и на жертв. Почему-то они свято уверены, что они-то будут среди палачей», — сказал режиссёр.

В фильме Лунгина 2009 года «Царь» раскрывается конфликт Ивана Грозного (в исполнении Петра Мамонова) с митрополитом Московским Филиппом, которого сыграл Олег Янковский.
Фото: ТАСС 
В настоящее время режиссёр и сценарист Павел Лунгин участвует в проходящем в Марракеше XVI международном кинофестивале, который в этом году посвящён российскому кино. В ретроспективную программу советских и российских фильмов вошли две его ленты — «Такси-блюз» и «Остров».

«Думаю, что это делалось как история нового кино, в том числе послеперестроечного, — сказал режиссёр, говоря о причинах такого выбора. — Отборщик выбирал те фильмы, которые ознаменовали поворот в кино, а под это подходит и «Такси-блюз», и «Остров». Очередь только вышедшей «Дамы пик» ещё придет. Она ведь ещё совсем необкатанная, она ещё молодая «Дама пик», и потом, неприлично, чтобы в программе шли три фильма одного человека».

Рассуждая о том, как могут принять в Марокко фильм «Остров», Лунгин сказал, что с его точки зрения, мистическая сторона киноленты «как раз очень понятна восточным людям, которые больше склонны к индивидуальной мистике». «Я не знаю, доступно ли им христианское чувство стыда и раскаяния. Но, тем не менее, этот выбор отборщиками фестиваля был сделан», — подытожил он.

Биография Павла Лунгина

Павел Лунгин родился в 1949 года в Москве, в семье сценариста Семёна Львовича Лунгина и филолога Лилианны Зиновьевны Лунгиной (Маркович), благодаря переводу которой история о Малыше и Карлсоне стала известной и столь популярной и любимой в России.

Окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ, а затем режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Г. Данелия, М. Львовского).

В кино дебютировал как сценарист в 1976 году — семейным фильмом «Всё дело в брате», рассказывающим историю двух братьев, один из которых примерный ученик, а второй — лоботряс и бездельник. Затем по его сценариям были поставлены такие картины, как «Конец императора тайги» (1978) и «Непобедимый» (1983). Первый фильм воспроизводит одну из малоизвестных страниц биографии Аркадия Гайдара (Голикова), когда он юношей был назначен командиром отряда ЧОНа (частей особого назначения); а второй рассказывает историю бывшего красноармейца Андрея Хромова, одержимого идеей создания нового вида борьбы — самообороны без оружия.

Также по сценариям Лунгина были сняты такие фильмы, как комедийная мелодрама «Всё наоборот» (1981), драмы «Попутчик» (1986) и «Христиане» (1987), историческая драма «Восточный роман» (1992).
Кадр из фильма «Остров» 
На главную роль в свою первую режиссёрскую работу, фильм «Такси-блюз», Павел Лунгин пригласил известного андеграундного рок-поэта, лидера группы «Звуки Му» Петра Мамонова, открыв его как киноактёра (до этого Мамонов снялся в небольшой роли в фильме Рашида Нугманова «Игла»). «Такси-блюз» — это мелодраматическая история о том, как жизнь соединила двоих ни в чём не схожих людей — практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта. В фильме сжато и ярко, широкими мазками отражено всё, что Лунгин позже будет вкладывать в каждую свою картину. За эту картину он в 1990 году получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.

В 2005 году по телевидению был показан снятый Лунгиным сериал Дело о «Мёртвых душах». Наряду с классической фабулой «Мёртвых душ» в фильме использованы фрагменты других знаменитых произведений Гоголя.

В 2006 году Лунгин снял свой второй фильм с Петром Мамоновым в главной роли, «Остров». Фильм имел успех, вызвал большой резонанс, собрал множество наград на кинофестивалях. Режиссёр говорит, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это ещё и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть». Лунгин также отмечал, что «Остров» в чём-то продолжает «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращён к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.

Весной 2009 года Павел Лунгин закончил съёмки нового фильма, с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях. Фильм «Царь» был показан на Каннском и 31-м Московском кинофестивале в 2009 году. На последнем Лунгин возглавил жюри основного конкурса.

В июле 2015 года Павел Лунгин завершил съемки «Дамы пик», по повести Александра Пушкина «Пиковая дама» и одноимённой оперы Петра Чайковского. Картина, по словам режиссёра, стала попыткой совместить классическую оперу и мистический триллер, где вместо игорного дома — современное казино.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале