Москвичи стали чаще называть детей старинными именами

Эксперты объясняют это разворотом к православию и духовности.
Фото: Russianlook.com 

Московские загсы сообщили статистику по самым популярным детским именам за последние десять лет. Лидируют в списке Александр и Анастасия, сообщает газета «Московский комсомолец».

Однако, как отмечают специалисты, с начала двухтысячных в столице набирает обороты мода на старославянские имена, такие как Савва, Евдокия, Авдотья, Добрыня, Клима, Лавра.

«Три Луки, два Саввы, две Евдокии, а так же Добромира, Лукерья и Фома! Теряемся, как таких деток называть сокращённо», — улыбаются воспитатели детских садов, зачитывая список воспитанников.

По словам семейного психолога Натальи Панфиловой, подобный интерес объясняется просто — сейчас в России происходит «разворот к православию и духовности». «Это подталкивает родителей к выбору имён, которые были в те времена, когда в стране была сильна духовная составляющая. Отсюда появляются такие имена, как Фрол, Ефросинья, Мефодий. Причём зачастую это осознанный выбор, а не дань моде», — сказала «МК» Панфилова.

Она добавила, что в московских парках сейчас можно встретить совсем юных девушек в скромных нарядах: длинных юбках, платках. «И это не глубоко религиозные барышни, а обычные москвички, которые пытаются выстроить свою жизнь в соответствии со старинными духовными правилами», — сказала психолог.

По её мнению, сама история нашей страны подводит россиян к подобному выбору. В стране очень долго держалась коммунистическая идеология, потом наступили 90-е годы, когда у людей выбили почву из-под ног и было непонятно, во что вообще нужно и можно верить. Так что сейчас вполне закономерно наступило время, когда народ стал поглядывать в сторону духовности.

Фото: Ryazansky.mos.ru 

Как считает главный специалист Дома национальностей Жанна Логашова, ещё одна причина популярности старославянских имён кроется в том, что в старину их обладатели, как считалось, отличались некими недюжинными способностями. «Вспомним, к примеру, былинных богатырей. Родители, которые назвали сына Добрыней, осознанно или подсознательно желают, чтобы он обладал теми же качествами», — сказала газете Логашова.

На вопрос — не породит ли нетипичное для современности «прозванье» комплексы у младшего поколения, психологи отвечают с оптимизмом. По словам Натальи Панфиловой, так как это не единичные случаи, и таких детей действительно много, то едва ли это станет для них проблемой. «Когда в первом классе встретятся Ефросинья, Федот и Лука, они не будут чувствовать себя «белыми воронами». Я куда более настороженно отношусь, когда слышу откровенно редкие имена, которые в Москве никогда не были приняты. Скажем, Цветочек, Май, Рассвет. Такие дети будут, скорее всего, чувствовать себя уязвлёнными, чудачества родителей им могут аукнуться», — сказала Панфилова.

Другие необычные имена 

В настоящее время в России не существует официального запрета на странные и неблагозвучные имена, которые родители выбирают своим детям. Сотрудники загсов ориентируются исключительно на здравый смысл. Именно поэтому некоторые родители не пытаются обуздать фантазию и выходят из загсов с документами на новорожденного Господина или Будду-Александра (такие имена были зарегистрированы в прошлые годы в столичном регионе).

Ранее в пресс-службе столичного управления загса сообщили, что среди самых необычных имён для новорожденных москвичей в 2015 году оказались Меркурий и Радость. Ещё один ребенок с необычным именем ранее родился в Пермском крае. Родители решили назвать своего сына Люцифером.

Недавно в Госдуму был внесён законопроект о запрете регистрировать «дикие» имена. Правда, речь идёт скорее об именах, состоящих из числительных, цифр, аббревиатур и ненормативной лексики. Автор проекта сенатор Валентина Петренко считает, что тем самым дети будут защищены в правах на имя, а родители не смогут злоупотреблять своими родительскими правами. 

Сменить имя 

Если ребёнку категорически не нравится имя, которое ему дали родители, то закон на его стороне: можно прийти в загс и поменять на то, которое по вкусу. Для этого понадобится только паспорт, а в случае, если заявителю меньше 18 лет, — согласие родителей. Сегодня эта процедура считается совсем не редкой у москвичей. Часто соотечественники меняют имя даже не по причине неблагозвучности. Недавно был случай, когда некто Михаил принёс в загс заявление о том, что отныне хочет называться Алексеем. Также был Артём, который стал Артемием, и Виталий, который превратился в Прохора.

Фото: Vnovgorode.ru 

Ещё одна тенденция: россияне отказываются от полных имён в пользу уменьшительных: была Александра стала по паспорту Саша, была Елизавета — стала Лизой.

В последние годы возросло количество мигрантов, которые официально берут себе русские имена. И это вполне объяснимо: в России гораздо более приветливо воспринимают Шуру нежели Шухрата и Антона нежели Алибека. 

Украинский опыт 

Как сообщают украинские «Вести», на Украине бытует тенденция давать детям экзотические имена. Девочек именуют Теонами, Персеями, Наоми и Меланиями, а мальчикам дают старинные имена — Святозар, Варлам, Самсон.

В пятёрку наиболее распространенных женских имён страны вошли Анастасия, Анна, София, Мария и Полина. Среди мужских — Артём, Арсений, Денис, Даниил и Иван.

Что касается регионов, то в Харьковской, Сумской, Донецкой и Луганской областях уже нередки такие имена, как Кира, Урсула, Божена, а для мальчиков — Вальтасар, Гордей и Доброслав.

В то же время в Тернополе и Ивано-Франковске в моде более привычные Мария, Соломия, Христина, Даниил, Назарий и Святослав. Правда, есть и оригиналы. Так, в Ивано-Франковской области мальчика недавно назвали Ярошем.

А в Киеве стали появляться Мелании — именно так зовут супругу избранного президента США. По-прежнему детей называют в честь героинь сериалов. Например, в Винницкой области на свет появилась Михрима — так звали героиню турецкой саги «Великолепный век» о Роксолане, а в Днепре и Киеве теперь живут Теоны — тезки героинь «Игры престолов».

По словам детского психолога Ольги Лисовенко, мода на необычные имена была всегда. «Даздраперма — это уже классический пример. Но следует не переборщить, поскольку «Теона Витальевна» или «Ярош Васильевич» когда-то пойдут в школу, на работу. И если им будет не очень удобно из-за своих имён, то и жизнь у них может сложиться не так, как они хотят. Тем более, если имена касаются нынешних политиков, ведь неизвестно, что у нас в стране будет через десять лет, как к этим людям будут относиться», — цитируют Лисовенко украинские «Вести».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале