Кто не рискует, тот не ходит в цирк

В Московском театре мюзикла рискнули по-новому поставить известную оперетту «Принцесса цирка». Спустя 100 лет сбылась мечта венгерского композитора Имре Кальмана ― театр превратился в цирк. Дух действительно захватывает, но не от игры актёров или проникновенных арий, а от мастерски исполненных трюков.
Фото: Московский театр мюзикла 
Четыре мюзикла в этом сезоне бьются за зрителя. Намёк на ночной кошмар продюсера есть и в «Принцессе»: в Париже 20-х годов «Решить, куда податься, ― пара пустяков», точь-в-точь как в Москве-2016, только выбрать из всего многообразия трудновато. В условиях такой конкуренции, когда не знаешь, чем удивить зрителя, импресарио соглашаются на любые сальто-мортале, иначе театр ждет смертельный номер.

В этом спектакле артисты летают под куполом без страховки. А создатели мюзикла всё же решили подстраховаться: в режиссёры-постановщики позвали Себастьяна Солдевилью, акробата и по совместительству арт-директора франко-канадского цирка «7 пальцев». Частый гость в России, Себастьян несколько раз показывал свое шоу на сцене Театра мюзикла и даже ставил церемонию открытия Олимпиады в Сочи. На этот раз он прибыл в Москву, чтобы пестовать наших артистов и претворять в жизнь смелый замысел художественного руководителя Театра мюзикла Михаила Швыдкого и продюсера Давида Смелянского.
Фото: Московский театр мюзикла 
Переварив опыт знаменитого Цирка дю Солей, 7 акробатов-актёров из этой труппы, основанной в Монреале в 2002 году, делают акцент не на завораживающих технологиях и декорациях, а на игре с эмоциями и чистых трюках, от которых зритель должен хвататься за сердце от страха. Потребность в валерьянке действительно возникает, когда Мистер Икс (в этот момент Максима Заусалина/Евгения Ширикова подменяет каскадер Андрей Кольцов) взбирается на трёхметровую пирамиду из стульев, а театральные, не цирковые артисты (Юлия Вострилова, Екатерина Новосёлова) путешествуют по рукам циркачей и выполняют опасные па, умудряясь при этом петь. В решающие драматические моменты трюки даже отвлекают от происходящего на сцене ― в конкуренции с театром в силу своей зрелищности побеждает цирк.

Эффектно решено и сценическое пространство. Приглашая заглянуть в зазеркалье гримерки загадочного Мистера Икс, где он срывает все маски с циркового закулисья и разоблачает местных интриганов, создатели мюзикла нередко выводят зрителя и на манеж. Из зала Театра мюзикла мы наблюдаем зал цирка с его блестящими гостями в нарядах эпохи Великого Гэтсби, а сами оказываемся бок о бок с трюкачами. В этом главная мотивация мюзикла ― не бойтесь рисковать. Пока Мистер Икс поет печальную арию («Снова туда, где море огней…») о судьбе циркового артиста, зритель наблюдает себя в отражении. Подобно героям мюзикла, которые наплевали на все предрассудки, связанные с социальным статусом циркачей, зрителя уговаривают укрощать себя и заручиться смелостью для отважных поступков. Эти трюки артистов можно повторять и в домашних условиях.
Фото: Московский театр мюзикла 
В Театре мюзикла рискнули пойти на смелый эксперимент: соединить театр и цирк ― и выиграли. Мюзикл стал первым российско-канадским проектом, за всю постановочную часть ― свет, декорации, хореографию ― отвечали канадские специалисты, выходцы из Цирка дю Солей. К созданию либретто приложила руку Марина Швыдкая вместе с Себастьяном Солдевилья и Алексеем Иващенко, автором стихотворных текстов для мюзиклов «Русалочка», «Призрак оперы», «Золушка». К чести российского цирка, славящегося не столько театральностью, сколько техничностью, самый сложный, смертельный номер – эквилибр со стульями – разработал Василий Деменчуков, который три года был гвоздем программы Цирка дю Солей. Другие трюки – под купол Театра мюзикла воспарили воздушные гимнасты-эквилибристы, по земле пресмыкалась женщина-змея, жонглеры издевались над посудой, а кордебалет выстраивался в живые пирамиды и поражал чудесами синхронности – также придумал русский солист Цирка дю Солей Андрей Кольцов, исполняющий трюк Мистера Икс (всего в мире на это способны два человека).

Секреты трюков остались нераскрытыми, чего не скажешь о тайнах закулисной жизни цирковых артистов: все маски были сорваны, все сплетники разоблачены. Либретто мюзикла напоминает детективную историю. Комический элемент привносят два персонажа ― Каролина и Пеликан, знакомые по советскому фильму «Мистер Икс». В мюзикле в роли гимнастки со стажем выступает Алексей Колган, по своему мастерству не уступающий профессиональным клоунам.

Консервативный мир цирка полон предрассудков, как высшее общество. Освободить от них и призван этот яркий спектакль. Главное его достижение ― развенчание мифа о том, что цирк и театр не связаны между собой. Оказывается, ещё как связаны! Старейший французский цирк вырастает из театра, молодой канадский ― из танца. История отечественного цирка складывалась иначе, у нас сильна школа трюков, и устраивать театр на манеже (или переносить цирк в театр) ― ещё то сальто-мортале. В «Принцессе цирка» попытались порвать с традицией, взяв за основу известную оперетту, однако единства между двумя искусствами добиться пока не удалось ― каждое из них полноправно и самостоятельно существует на сцене. Но уже то, что драматические артисты без страховки и дублёров выполняют сложнейшие трюки, должно внушать надежды. И учащать сердцебиение.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале