«Мы — сброшенные листья». 5 профессоров МГУ, погибших в годы репрессий

30 октября мы вспоминаем жертв политических репрессий. Репрессии в Советском Союзе нанесли страшный удар по интеллигенции, немалые потери понёс и Московский университет. В числе расстрелянных оказались профессора практически всех факультетов МГУ. Среди них были русские, белорусы, украинцы, татары, армяне, индусы...

 «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность красного террора».

Мартын Лацис (расстрелян в 1938 году), газета «Красный террор», 1 ноября 1918 года

Алексей Феодосьевич Вангенгейм. Фото: Wikipedia 

1. Алексей Феодосьевич Вангенгейм, русский (реабилитирован в 1956 году)

Известный советский метеоролог, профессор МГУ, организатор и первый руководитель бюро погоды СССР (нынешнего Росгидрометцентра).

Профессор Вангенгейм воевал в Первую мировую войну, по некоторым сведениям, даже представлялся к награждению Георгиевским оружием.

В 1934 году ученый был арестован, обвинён в шпионаже и приговорён к десяти годам заключения на Соловках. У профессора остались жена и две дочери — Кира и маленькая Элеонора, которой он писал из лагеря трогательные письма.

Через три года письма прекратились. В 1939 году жена профессора Варвара Ивановна на запрос о судьбе мужа получила ответ из Прокуратуры СССР: Вангенгейм жив, в 1937 году его дело было пересмотрено тройкой НКВД, он получил новый срок, который отбывает в дальних лагерях без права переписки. На самом же деле в 1937 году Алексей Феодосьевич был осужден вторично и расстрелян в урочище Сандормох в рамках одного из массовых расстрелов заключённых Соловецких лагерей. Ему было 56 лет.

Только через 20 лет после его смерти и через год после реабилитации, в 1957 году, семья профессора Вангенгейма получила свидетельство о смерти, согласно которому заключённый якобы умер в 1942 году от перитонита. Лишь в 1995 году удалось установить настоящие обстоятельства смерти учёного.

Хаджи Загидуллович Габидуллин. Фото: Wikipedia 

2. Хаджи Загидуллович Габидуллин, татарин (реабилитирован в 1957 году)

«Бывало это всегда по ночам — арестовывали по ночам. Внезапно будят, грубая рука трясёт тебя за плечи, светят в глаза, кровать окружили суровые лица. Как правило, суда не бывало, об аресте нигде не сообщалось. Люди просто исчезали, и всегда — ночью. Твоё имя вынуто из списков, все упоминания о том, что ты делал, стерты, факт твоего существования отрицается и будет забыт. Ты отменён, уничтожен: как принято говорить, распылен».

Джордж Оруэлл, «1984»

Кандидат исторических наук, профессор Габидуллин был заведующим кафедрой народов Востока МГУ, кафедрой Коммунистического университета трудящихся Востока и кафедрой новой истории колониальных и зависимых стран МГУ.

Хаджи Загидуллович, как и многие его коллеги, был примерным коммунистом: после Февральской революции избран членом Кунгурского Совета рабочих и солдатских депутатов, вступил в ряды РСДРП(б). В дни Октябрьской революции был комиссаром по мусульманским делам и членом губкома партии. Участвовал в Гражданской войне, в 1919 г. — военный комиссар кавалерийского полка, затем бригады и дивизии. С октября этого же года — начальник управления милиции ТАССР, заместитель наркома внутренних дел Татарской республики в самый напряженный период восстановления народного хозяйства после голода и разрухи.

Имя Габидуллина становится широко известным как в Советском Союзе, так и за его пределами. По решению ЦК партии он три года работает в аппарате правительства, возглавляет советскую делегацию филологов на Всемирном конгрессе востоковедов в Стамбуле, где выступает с речью против колониальной политики империалистических держав. 

И вдруг в мае 1937 года профессора арестовывают и обвиняют в участии в контрреволюционной националистической организации и помощи троцкистам. В сентябре того же года Габидуллин расстрелян, а его имя и деятельность надолго преданы забвению.

Павел Осипович Горин (Коляда). Фото: Национальная академия наук Беларуси 

3. Павел Осипович Горин (Коляда), белорус (реабилитирован в 1955 году)

«Это — резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это — бравый вход невытираемых сапог бодрствующих оперативников. "Вы — арестованы!" И нич-ч-чего вы не находитесь на это ответить, кроме ягнячьего блеяния: "Я-а?? За что??" <…> И ничего больше вы не способны усвоить ни в первый час, ни в первые даже сутки. Ещё померцает вам в вашем отчаянии цирковая игрушечная луна: "Это ошибка! Разберутся!"»

Александр Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг»

Заведующий кафедрой истории СССР МГУ Павел Осипович Горин — доктор исторических наук, государственный деятель, академик Национальной академии наук Белорусской СССР и её президент в 1931-1936 годах. Автор более 20-ти научных трудов по истории советов в революции 1905-1907 гг. и Октябрьской революции. Редактор Собрания сочинений Владимира Ильича Ленина на белорусском языке.

Сменив на посту главы АН БССР академика Всеволода Игнатовского (в результате политических преследований тот был доведён до самоубийства), Горин проявил себя как талантливый организатор науки. При нём в Белоруссии работали 12 научно-исследовательских институтов, была создана собственная система подготовки кадров.

В 1936 году профессор Горин получил перевод в Москву, а в августе 1937 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян в апреле 1938 года в посёлке Коммунарка Московской области. Ему было всего 38 лет.

Александр Робертович Кизель. Фото: Wikipedia 

4. Александр Робертович Кизель, немец (реабилитирован в 1956 году)

Мы люди, по распутью
ведомые гуськом,
продутые как прутья
сентябрьским сквозняком.

 Мы сброшенные листья,
Мы музыка оков.
Мы — мужество амнистий
и сорванных замков.

Андрей Вознесенский

Доктор биологических наук, профессор Кизель был основателем кафедры биохимии растений МГУ. Он родился в семье инженера-химика, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Окончив его в 1904 году, по приглашению Климента Тимирязева остался работать на кафедре физиологии растений.              

Работал в Цюрихе, стажировался в Гейдельберге, Геттингене и Париже, трудился в лаборатории Альбрехта Косселя, будущего лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине 1910 года.

Кроме того, Кизель был профессором Саратовского политехнического института и Саратовского института народного образования. Успевал читать лекции на учительских курсах, на курсах садоводства, в Обществе естествоиспытателей, состоял членом Комиссии по изучению реки Волги при Саратовском микробиологическом институте.

В 1922 году профессор Кизель вернулся из Саратова в МГУ должность сверхштатного профессора. Читал факультативный курс биохимии растений для студентов-ботаников. В 1929 году возглавил образованную на ботаническом отделении кафедру биохимии растений, а через год основал кафедру биохимии растений МГУ.

5 февраля 1942 года Кизель был арестован, осуждён за контрреволюционную агитацию и измену Родине, и 29 сентября того же года расстрелян на полигоне в Коммунарке.        

Арест профессора привёл к ссылке в Норильск его сына Владимира Кизеля (1912-2006) — известного альпиниста, участника первого восхождения на пик Победы в 1956 году.

Василий Петрович Налимов. Фото: V-nalimov.ru 

5. Василий Петрович Налимов, коми-зырянин (реабилитирован в 1960 году)

Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана, —
Учителей сожрало море лжи —
И выплюнуло возле Магадана.

Владимир Высоцкий

Профессор института геодезии и картографии МГУ, этнограф, географ и писатель Василий Налимов получил признание коллег в России и за рубежом. Его студенческие этнографические и фольклорные записи долго оставались одним из основных источников для зарубежных исследователей по изучению обрядов и верований коми.

Более пяти лет он работал фельдшером и ездил по всему коми краю. Возможно, с этого началось собирание материалов о культуре и быте этого народа. В 1906 году Налимов поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, а с 1922-го становится его профессором.

Налимов исследовал верования и обычаи финно-угорских народов, в экспедициях собирал песни, сказки, предания, легенды коми. Он проводил полевые исследования в Большеземельной тундре, Казахстане, у саамов под Мурманском, на Ижме и Печоре, среди удмуртов Вотской автономной области и Закамья.

В 1933 году Налимов был арестован по «делу Союза освобождения финских народностей». Ему, как и другим представителям финно-угорской интеллигенции, предъявили обвинение в организации общества, целью которого якобы было отторжение от СССР части северных земель и присоединение их к Финляндии. В 1933-1935 годах Василий Петрович отбывает ссылку под Норильском и упорно добивается признания своей невиновности. Профессору удалось оправдаться: его освободили и восстановили в должности. Но в 1938 году он вновь был обвинён в шпионаже в пользу Финляндии и подрывной деятельности.

В конце 1939 года профессор Налимов умер в изоляторе Сыктывкарской тюрьмы. Согласно медицинскому заключению, у него было обнаружено 12 болезней. В 1960 году он был реабилитирован по настоянию сына, Василия Васильевича Налимова, который сам незадолго до этого вернулся из лагеря.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале