Наука войны. О чём вспоминают учёные-фронтовики из МГУ

На кафедре фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в течение двух лет готовили фотопроект — серию портретов ветеранов Великой Отечественной войны, преподавателей университета, ученых из разных областей науки. Цель проекта — не просто показать участников войны в окружении их личных вещей, но проследить связь настоящего и прошлого, личного и исторического.

Это и воспоминания о военном времени, и попытка взглянуть на современный мир глазами человека, видевшего смерть, и представление самого героя в быту, его повседневной жизни. Философ Анри Бергсон обосновывал необратимость времени тем, что свет прошлого оказывает влияние на настоящее.

«Когда взошло солнце, не знали, что началась война»

Николай Борисович Брандт

(28.04.1923 — 04.01.2015)

Профессор, доктор физико-математических наук. Награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя польскими орденами: Серебряным «Крестом Заслуги» и Крестом Грюнвальда, несколькими медалями.

«У нас был выпускной 21 июня 1941 года. Мы встречали рассвет на Красной площади. И когда взошло солнце, не знали, что началась война. Попал в маршевую роту — она формировалась из людей, не имеющих военной подготовки, а обучение военному делу происходило на марше. Двигались по Можайскому направлению. Декабрь 1941 года. Помню, что у меня не открывался затвор винтовки, она замерзла. И вот логика школьника: как же воевать, когда винтовку зарядить нельзя? Почувствовал облегчение, когда она снова стала годной. Из-за недостатка польских офицеров меня в 1943 году отправили в спецшколу, где я изучил польский язык. Позже был назначен командиром отдельного батальона 1-й Польской армии. Помните бывшего президента Польши Войцеха Ярузельского? Он был у меня в батальоне в звании младшего офицера. Говорят, что когда приезжали российские делегации в Польшу, он спрашивал: "Как там Брандт?"»

«Если не ты, то тебя»

Павел Николаевич Куприн

(род. 25.11.1924)

Доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий лабораторией морской геологии геологического факультета МГУ. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями.

«Мне поручили ночью охранять стадо коней, штук 200. Дали кнут с накидкой, лошадь прикре­пили. Звали ее Славка — я всегда ей приносил кусок хлеба с солью. После дежурства вернулся домой. А в 11 утра меня будит отец: "Вставай, Молотов будет выступать!" И он сказал, что немцы напали. Помню, забеспокоился о лошадях — половину забрали в армию. Когда нас, школьников, призвали на войну, были рады — какой может быть страх в 16 лет? Не мог привыкнуть к обстрелам. Но если не ты, то тебя. Жить надо. А что значит жить? Это значит питаться и устроиться так, чтобы крыша над головой была. В 1946 году демобилизовался, стал студентом геологического факультета МГУ. Почему именно море? Сам не знаю, так сложилось. Когда первый раз его увидел, оно мне запомнилось бурным и очень неприветливым».

«Разоблачение культа личности — важная веха, это отражалось на исторической науке, на людях. Развитие страны и мира протекает таким образом, что таких войн больше не будет»

«Таких войн больше не будет»

Юрий Александрович Мошков

(род. 06.04.1922)

Доцент кафедры источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ, председатель Совета ветеранов войны и труда. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

«В ноябре 1940 года я был призван по воинской повинности, потом началась война. В 1942 году меня направили под Ржев, тяжелое время — наступление немцев под Сталинградом. Потом были сражения в Белоруссии, Литве, Латвии, и наконец, в Восточной Пруссии. Два года еще служил под Ригой, демобилизовался 1947 году, поступил на исторический факультет. 1950-е годы — время, когда на историческом факультете складывался новый состав преподавателей. Разоблачение культа личности — важная веха, это отражалось на исторической науке, на людях. Развитие страны и мира протекает таким образом, что таких войн больше не будет. Надеюсь на это!»

«До войны мы были обычными школьниками, состояли в кружке по стрельбе, выиграли соревнования не только среди школ Свердловского района, но и у взрослых. И как мне это пригодилось во время войны!»

«Как пригодился кружок по стрельбе!»

Эмиль Борисович Валев

(22.01.1921 — 17.07.2014)

Доктор географических наук, заслуженный профессор МГУ. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

«Я родился в Болгарии, но мы с семьей жили в разных странах, поэтому я знаю много языков: болгарский, французский, сербский, хорватский, чешский. На первом курсе я поставил себе задачу: каждый год учебы в университете овладевать двумя спортивными дисциплинами. В первый год изучил дзюдо и альпинизм. После второго курса у нас была практика в Крыму. Мы располагались в селе, у каждого были ведра, кирки, лопаты на случай пожара. И вот рано утром бьют в набат, мы все это похватали, выбегаем, а пожара нет — нам объявляют, что началась война. Я добровольно записался в народное ополчение. До войны мы были обычными школьниками, состояли в кружке по стрельбе, выиграли соревнования не только среди школ Свердловского района, но и у взрослых. И как мне это пригодилось во время войны!»

«Считаю себя счастливым человеком»

Георгий Петрович Ежов

(род. 26.04.1925)

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова и другими медалями СССР и России. 

«Когда началась война, мы отнеслись к ней довольно спокойно, потому что считали: раз советско-финскую пережили, значит, и эту переживем. Тогда я был в восьмом классе. Моя учительница немецкого сказала, что в Москве есть заочный институт иностранных языков, посоветовала подать документы. Но война распорядилась моей судьбой по-другому. Я попал на флот, на Каспий. На войне люди могли верить в судьбу — кому что положено. Дело ведь не в религии. Почему кто-то погиб, а кто-то выжил? Может, это решил и бог. Но я сам агностик. Войну кончил в Эстонии, после меня направили учиться в Военный институт иностранных языков. Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живой, во мне нет дырок от ранений. Каждый день — праздник! Прожил — и хорошо».

«Летом 1945 года в Австрии после победы мы с другими русскими солдатами пошли на танцы, я свободно говорил по-немецки, чем несказанно удивил местных девушек. И знаниями о композиторах блеснул»

«Я представлял Россию достойно»

Юрий Андреевич Пентин

(род. 20.04.1926)

Доктор наук, заслуженный профессор химического факультета МГУ. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Вены» и «За победу над Германией».

«На фронт попал под конец войны, из артиллерийского училища в звании младшего лейтенанта. В 18 лет был командиром огневого взвода зенитных батарей. Служил на Украинском фронте, в Венгрии и Австрии, 8 мая 1945 года застал в Чехословакии. Ощущения смерти у меня не было: человек не думает о смерти, пока жив. На войне в открытую мало кто молится, да и тайком мало кто крестится. Разве можно понять, веришь ты или не веришь, раз перекрестился? Помню, у нас в городе  был хороший оперный театр, поэтому я знал всех австрийских композиторов. Летом 1945 года в Австрии после победы мы с другими русскими солдатами пошли на танцы, я свободно говорил по-немецки, чем несказанно удивил местных девушек. И знаниями о композиторах блеснул. В общем, я представлял Россию достойно».

«Мы дружили по-настоящему»

Борис Хацкелевич Кривицкий

(род. 05.07.1920)

Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, кандидат технических наук. Полковник в отставке.

«Окончил 10 классов в 1938 году. Подал заявление на мехмат: хорошо окончил школу, мог поступать без экзаменов. Меня не приняли, потому что мой отец когда-то сидел, а в то время работал мастером часовых дел. Вы заметили, сколько у меня часов? Это когда отца арестовали, мы остались без средств к существованию, и мне пришлось подрабатывать починкой часов. Участвовал в войне, наравне со всеми исполнял свои обязанности. Из многочисленных групп, которые отправляли на фронт, выжило процентов 40 только — мы это выяснили, когда потом встречались. Мы дружили по-настоящему, знаете как? Клич бросили, что собраться надо — все дела в сторону. При всех уродствах, которыми характеризуется социалистическая идеология, она породила крепкую дружбу людей».

«У нас была большая семья, пятеро детей. В день, когда началась война, мамы дома не было. Началась бомбежка. И на второй день вся немецкая техника — сила и мощь — двигалась по нашей шоссейной дороге»

«Мы ушли в партизаны всей семьей»

Нина Михайловна Данилкович

(род. 20.12.1929)

Сотрудник НИИ антропологии МГУ, член президиума Всероссийской ассоциации юных участников войны, награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «Партизану Отечественной войны» I степени и другими.

«У нас была большая семья, пятеро детей. Начальные классы мы ходили в польскую школу, потому что родились в Брестской области. В день, когда началась война, мамы дома не было. Началась бомбежка. И на второй день вся немецкая техника — сила и мощь — двигалась по нашей шоссейной дороге. Мы ушли в партизаны всей семьей. Когда установилась немецкая власть, в лесах остался склад оружия, мы поставляли оружие нашим знакомым. А в 1942 году к нам прибыли десантные группы. И они знали, что наша семья располагает сведениями, которые их интересуют: о передвижении войск, о количестве. У нас не было взрывчатки, но мы делали подкоп железной дороги, поезда летели под откос. После войны я болела очень долго, ходить не могла, поступила в университет только в 1951 году».

«На войне познакомился с простыми солдатами»

Владимир Прокопьевич Аникин

(род. 6.08.1924)

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского устного народного творчества филологического факультета МГУ. Награжден орденом Отечественной войны ІІ степени и медалями за участие в боевых действиях.

«В Москве живу с 1930 года, здесь я поступил в школу, в университет. Попал на Северо-Кавказский фронт, помощником начальника штаба по специальной связи. На фронте были удивительные люди, которые воевали еще в Первую мировую. Они говорили: "Служить тебе как медному котелку", что значило: "Теперь тебя не отпустят из армии". А я очень хотел учиться. До войны меня увлекала исключительно математика, а после войны я увидел, что есть предметы более важные для человека. И в 1945 году я стал учиться на филологическом факультете. Сам — городской житель, а на войне познакомился с простыми солдатами, крестьянами. Понял, что ничего не знаю о них. Увидел, что разговорный народный язык очень краткий, сильный, остроумный».

«Помню, что после победы я прошелся по тем местам, по которым ходил еще до войны. Мне показались все расстояния — от дома до школы, например, — очень короткими, будто игрушечными»

«Опасность, что Москва будет захвачена, отпала»

Гарри Генрихович Муттик

(род. 23.12.1925)

Старший научный сотрудник кафедры физической химии химического факультета МГУ. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией».

«Страшно было, потому что каждый вечер после объявления воздушной тревоги мы спускались в подвал. Там собирались все семь этажей нашего дома. Было много заботы, потому что надо было делать затемнение. Я поступил работать на тот же завод, где был отец — Завод №5 Наркомата связи. Сначала в электроцехе работал, потом в слесарном. Это длилось не так уж долго — через полтора года меня призвали в армию. После обучения был направлен на Прибалтийский фронт, освобождал Эстонию. Это был такой год, что казалось — опасность, что Москва будет захвачена, отпала. Помню, что после победы я прошелся по тем местам, по которым ходил еще до войны. Мне показались все расстояния — от дома до школы, например — очень короткими, будто игрушечными».

«Когда узнал, что война закончилась, слезы были»

Юрий Сергеевич Бородаев

(род. 29.11.1923)

Кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры геологии и геохимии полезных ископаемых МГУ.

«Я попал на Донской фронт, там меня назначили минометчиком. Позже я попал на Калининский фронт — туда же, где служил отец. В моей биографии три ранения. Дома я часто брал уроки немецкого языка у соседки. Главврач госпиталя, в котором я лежал, увидел, что я читаю книгу на немецком, и сообщил начальнику разведки полка. Тот взял к себе переводчиком, в этой должности я был последние полгода войны. Когда узнал, что война закончилась, то почувствовал облегчение, слезы были. Увлекся геологией еще в школьные годы. Был уверен, что по этому направлению пойду учиться. И даже на войне, если находилось время, смотрел обнажения земной коры».

«Я окончил десятилетку в Москве, из живых выпускников остался один. Вместе с поэтом Семеном Гудзенко служил. Он написал это замечательное стихотворение: “Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки”»

«Из живых я остался один»

Евгений Александрович Ануфриев

(род. 23.01.1923)

Ученый-философ, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный профессор МГУ. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Москвы», за освобождение ряда городов Восточной Европы.

«Я окончил десятилетку в Москве, из живых выпускников остался один. Вместе с поэтом Семеном Гудзенко служил. Оба были командирами отделений, он написал это замечательное стихотворение: "Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки". Через десять дней после начала войны нас отправили на север от Москвы. Девятое мая встретил в Средней Азии. В 1949 году демобилизовался, поступил в пединститут. В институте спокойно учился, но было непривычно — столько лет мужской коллектив, а тут одни девчонки. Меня тема человека на войне всегда интересовала и интересует до сих пор — читаю книги и мемуары. Сравниваю их солдат и нас — чем мы отличаемся».

«Прекратить огонь! Немцы капитулировали!»

Валентин Павлович Белов

(30.01.1924 — 30.11.2014)

Кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник геологического факультета МГУ. Награжден орденом Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Москвы», «За Победу над Германией» и другими.

«Двадцать второго июня было воскресенье, мы с товарищами пошли в Малый театр на оперу "Демон". Обратили внимание, что во время антракта народ весь собирается в кучки и о чем-то шепчется. Так и узнали, что началась война. Я воевал с 1942 года, был участником Ржевской битвы. Вел дневник, и у меня записано, что такой-то погиб, такие-то ранены. Победа меня застала в Латвии, где сохранилась немецкая группировка. Они не сдавались, и нам казалось, что придется с ними еще воевать долго. Как всегда с утра встали, сделали пару выстрелов, и вдруг комбат сообщает: "Прекратить огонь! Немцы капитулировали!" Я лично почувствовал то же что и все остальные, все кричали: "Живой! Выжил! Война закончилась, остался живой!"»

На слайдере: Борис Иванович Есин (род. 22.07.1922) Один из первых преподавателей созданного в 1952 году факультета журналистики МГУ. Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории русской журналистики и литературы (1961, 1968—2011). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За оборону Москвы».

При участии Андрея Веселова

Фотографии: Александр Мец (руководитель проекта), Михаил Гребенщиков, Элеонора Зобе

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале