Нелитературный Толстой на сцене Маяковки

Автор «Анны Карениной» стал героем постановки Миндаугаса Карбаускиса «Русский роман» в театре имени Маяковского. Текст романа переплетается с биографией Толстого, трагедия дополняется комедией, противоположности мирятся после длительной борьбы. Рождается добрый, уютный спектакль, который стремится показать неклассический взгляд на классика русской литературы, но не претендует на то, чтобы разоблачить сложившийся авторитет.
Современный автор продолжает сличать жизнь классика и роман, только теперь личная жизнь писателя выходит на первый план

Не секрет, что Лев Толстой изобразил себя в персонаже «Анны Карениной» Константине Лёвине (именно так нужно читать его фамилию). Писатель не только вложил в уста героя собственные мысли о природе русской души и сельском хозяйстве, но и наделил его автобиографическими чертами. Лёвин, признаваясь в любви Кити, пишет мелом на столе, а Толстой при объяснении с Софьей Берс использовал детские кубики. В роман попал и «дневник интимных переживаний», где Лёвин-Толстой сознался в добрачных связях, желая быть честным перед невинной Кити-Софьей.

Автобиографический аспект актуализирован в пьесе Марюса Ивашкявичюса, которая легла в основу спектакля. Современный автор продолжает сличать жизнь классика и роман, только теперь личная жизнь писателя выходит на первый план, а второстепенная линия Лёвин-Кити затмевает историю Анны Карениной, от которой остались лишь две сцены — сон и монолог. Трудно разобраться, где заканчивается роман и начинается жизнь — настолько срослись две параллельные реальности. Проникнутые иронией сцены неуклюжих, но милых бесед Лёвина с няней-экономкой Агафьей Михайловной (Майя Полянская) о детстве и семье перерастают в эмоциональные выяснения отношений Толстого с женой. Чтобы окончательно запутать зрителя и подвести его к мысли о нераздельности героя и писателя, режиссёр поручает играть Толстого-Лёвина (Алексей Дякин) и Софью-Кити (Вера Панфилова) одним и тем же актёрам.

Но просвещённый зритель не даст себя обмануть: он знает, что в Лёвине Толстой заключил не лучшую свою часть. Как в чулане, запер в нем раскаяние перед женой, рефлексию о плотской и духовной любви, переживания о богатстве и праздном образе жизни. Эта амбивалентность подчеркнута и в заголовках сцен, которые транслируются на экране над карнизом, и во всей архитектонике спектакля. Помимо ключевых антитез «жизнь — роман», «автор — герой» и вечного противопоставления «добро — зло» в ней отразилась оппозиция «холод — тепло». В зеркальных сценах унижения противопоставлены неприступная Кити и душевный Лёвин. Герой воспринимает предложение, сделанное им Щербацкой, как душевную наготу и переживает позор, когда получает отказ. А в следующей сцене таким же позором наказана Кити, вынужденная оголяться перед доктором.

Cцены бесед Лёвина с няней-экономкой Агафьей Михайловной о детстве и семье перерастают в эмоциональные выяснения отношений Толстого с женой

Авторы спектакля играют не только с антитезами, но и с переносными значениями слов: тепло как физическое явление, занимающее Лёвина, и душевное тепло; боль как болезнь и как душевное страдание; роман как литературный жанр и как человеческие отношения.

Режиссёр переносит нас из Москвы в Петербург, из XIX века в XX, жонглируя судьбами и эпохами, смешивая реальность с вымыслом. И вот на сцене уже не молодая Кити, а зрелая Софья (Евгения Симонова), воюющая с тенью и голосом мужа (взрослый Толстой на сцене не появляется). Дым от печки становится дымом паровоза — того самого, который погубил Анну и угрожает положить конец отношениям мужа и жены. 200 рублей, которые Вронский отдает вдове попавшего под поезд в начале романа, в спектакле предназначаются вдове Толстого. Она потеряла мужа задолго до смерти: ей всю жизнь приходилось делить его с литературой и вечностью, в которой он пребывал. Личная жизнь Толстых, односторонне описанная в произведениях мужа и сто раз переписанная «очевидцами», напоминает современную охоту жёлтой прессы на знаменитостей: всё напоказ, только в художественной обработке.

В спектакле Карбаускиса зритель, которому предлагают стать судьей и психоаналитиком, может взглянуть на обстановку в семье Толстых с позиции жены. Каково это — всю жизнь «прожить в другом», в тени чужого гения? «Ты везде, а я рядом», — обратится в тишину чувств героиня. А потом упрекнет: «Меня из тебя изъяли». И этот упрек адресован в том числе нам. Кто помнит о той, что была рядом? Одна тянула на себе детей, пятерых похоронила, терпела характер мужа и собирала семью из осколков, как собирает в спектакле гипсовые черепки бюстика Толстого.

Спектакль заканчивается на позитивной ноте: в сборе большое семейство Толстого, ожидающее бессмертного родителя

Кто задумается, что испытывала она, переписывавшая по нескольку раз строки, сверлящие дыру в сердце? Толстой не стеснялся описывать не только то, что волновало его в отношениях с женой, но и то, что интересовало в других женщинах. «Это литература, — скажет он в оправдание, — давай вычеркнем». Но из жизни не вычеркнешь: живём сразу на чистовик. То, что произошло на самом деле, уже не скроют купюры.

Разбавить трагическую драматургию отношений между супругами призваны комические эпизоды, показывающие пропасть между дворянством и крестьянами. Наивная Агафья Михайловна даёт Лёвину советы по обольщению Кити, а в ответ на патетические рассуждения о силе духа русского крестьянина приводит в пример способность пропить лошадь. Потомственный дворянин Толстой косит траву саблей. Он не воплощает в жизни идеал, который описал в отношениях Лёвина и Кити, разрываясь между женой и крестьянкой Аксиньей.

Спектакль заканчивается на позитивной ноте: в сборе большое семейство Толстого, ожидающее бессмертного родителя. Зритель понимает, что бессмертие его куплено не только произведениями, которые отлично помещаются в современный контекст. Потомство, которое он оставил, не менее значимо, чем литературное наследие. Так что не зря Толстой так заботился о семье — смысл жизни достигнут. А нам остаётся наслаждаться плодами творчества, вдохновляющего современных драматургов.

Фото — официальный сайт Московского академического театра имени Вл. Маяковского

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале