Народный режиссёр. Памяти Эльдара Рязанова

Прощание с Эльдаром Рязановым пройдёт 3 декабря в Центральном доме литератора. Режиссёра, скончавшегося 30 ноября, похоронят на Новодевичьем кладбище.
Эльдар Рязанов в фильме «Гараж»

Желающих проститься с ним наверняка будет немало, потому что Эльдар Рязанов умел делать то, чего не умели другие: входить в каждый дом, смешить, удивлять, радовать, говорить о советской повседневности так, что становилось и грустно, и смешно, а главное — узнаваемо. Ведь герои его картин — это наши родители, соседи, учителя, врачи, пенсионеры… Но только немного другие, оставшиеся в 70-х и 80-х — времени, которое так прочно обосновалась в нас, что до сих пор каждый Новый год мы встречаем вместе. Однажды эту традицию хотели отменить, не показав «Иронию судьбы» по телевизору, но быстро вернули назад.

В одном из интервью Эльдар Рязанов признался, что не любит пересматривать свои фильмы, однако как-то под Новый год не смог избежать главного кинохита и после сказал: «А я начинаю понимать свой народ».

В народном сознании он останется как комедиограф. Его тонкую трагикомическую манеру сложно спутать с чём-то еще. Она донельзя русская, но одновременно очень напоминает лёгкие европейские комедии и мелодрамы 60-х—70-х. «Самое трудное, но и самое интересное и благодарное — делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутьё и так любить людей, как мало кто умеет», — говорил Рязанов.

Эльдар Рязанов был невероятно плодотворным режиссером. Пьесу, лёгшую в основу фильма «Служебный роман», он написал вместе с Эмилем Брагинским всего за один месяц. Практически каждая картина, снятая Рязановым до развала СССР, становилась успешной. Он всегда умел найти подходящую интонацию, чтобы быть понятым страной.Многие критики говорили, что по его фильмам можно изучать бытовую историю СССР. Не политическую, а самую обыкновенную: что ели, носили, читали, о чём мечтали в то время, что слушали... Кстати, тексты песен ко многим своим фильмам Эльдар Александрович писал сам. Именно он придумал «У природы нет плохой погоды», звучащую в «Служебном романе», «Любовь — волшебная страна» («Жестокий романс»), «Не бойтесь» («Вокзал для двоих»), «Последняя любовь» («Старые клячи»). Песню о непогоде Рязанов выдал за стихи английского классика Уильяма Блейка, а «Не бойтесь» — за советского поэта Давида Самойлова: боялся, что не примут.

Как и многие другие режиссёры, Рязанов любил появляться в своих фильмах в эпизодических ролях. В «Стариках-разбойниках» он прохожий за тюремным окном, в «Иронии судьбы» — пассажир самолета, на плече которого прикорнул Евгений Лукашин, в «Гараже» — спящий пайщик, в «Вокзале для двоих» — начальник железнодорожной станции…

Эльдар Александрович продолжал снимать фильмы и после того, как «ушла эпоха», вплоть до середины 2000-х. Но многие из картин этого времени остались незамеченными.

«Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда», — подчёркивал режиссёр.

Цитаты из кинофильмов Эльдара Рязанова

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

— Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…

— Нашлись добрые люди… Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели…

— Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…

— Вы знаете, Наденька, а я представитель самой консервативной профессии.
— Да? Мы можем с вами посоревноваться.

«Служебный роман»

— У меня дети. У меня их двое: мальчик и… м-м… де… тоже мальчик. Два мальчика.

— Здравствуйте… Прокофья… Людмиловна…

— Вся отклячится, в узел вот здесь вот завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот — чешет на работу, как будто сваи вколачивает!

— Вы утверждали, что я чёрствая!
— Почему? Мягкая!
— Бесчеловечная!
— Человечная!
— Бессердечная!
— Сердечная!
— Сухая!
— Мокрая!

— Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.

 «Берегись автомобиля»

— Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.

— Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. 

— Что делать? Что делать?
— Сухари сушить!

— И вы верите в Бога?
— Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо.

— Свободу Юрию Деточкину!

«Старики-разбойники»

— Ты что же, всю жизнь общался с преступниками и так ничему у них не научился?!

— Преступление века на улице не валяется. Его надо организовать. Но для того, чтобы раскрыть его мог именно ты, организовать его должен именно я. 

«Жестокий романс»

— А я вот взяток не беру!
— На одно жалованье живёте?
— Так вам никто и не даёт! Вот кабы вам давали, а вы не брали...

«Гараж»

— Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе.

— Законным путём идти можно. Дойти трудно.

— Где директор рынка? Дайте мне его! Я из него мясной ряд сделаю!

— Оказывается, белые вороны ещё существуют.
— В природе это большая редкость, но, по счастью, у нас есть.
— По счастью, у вас есть.

— Товарищи, у меня нет опыта, я это делаю непрофессионально.
— Лиха беда начало.

— Девочки, не ссорьтесь!

Первый фильм Эльдара Рязанова «Весенние голоса» (1955)

Фото на слайдере — Lenta.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале