Образы Успения: богословие в красках

Тело Пресвятой Богородицы в окружении апостолов, Христос у ложа с младенцем на руках, ангел с мечом и человек с отсеченными руками — эти образы мы видим на праздничной иконе Успения Богородицы. Об их значении «ТД» побеседовал с Татьяной Касаткиной, доктором филологических наук, заведующей отделом теории Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН в 2010—2019 годах.

— На иконе первый образ, который бросается в глаза, — Христос у ложа Богоматери с младенцем на руках. Кто этот младенец? 

— Спеленатый младенец — это принятая Христом в объятия душа Богородицы. Душа, новорожденная в инобытие. Душа, испуганная, потрясенная этим рождением так же, как младенец, появившийся из утробы матери. По преданию Богоматерь очень боялась момента исхождения души из тела, и Христос обещал Сам придти и встретить Ее... Помните тип икон Богоматерь Умиление? — Богоматерь с прильнувшим к ней щекой Младенцем Христом. На иконе Успение все наоборот. Можно сказать, что Успение и Умиление — парные иконы. На них изображены взаимоотражающиеся события. На иконе Умиление — Богоматерь, открывшая Богу дверь в мир, принявшая и вынянчившая Его, воплотившегося Бога, ставшего человеком. На иконе Успение — Господь, открывающий человеку дверь в царство Божие, принимающий его как участника в этом царстве.

Здесь на языке иконописи свидетельствуется древнейшая истина христианства, основание всех его догматов: Бог вочеловечился, чтобы человек обожился. Сама Богородица стала той дверью (мы ее так и прославляем: «радуйся, двере Господня»), через которую Бог вошел в мир. И Христос на иконе Успение показан как дверь («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9)), через которую Богоматерь — первый человек, осуществивший в полноте свое предназначение — входит в полноту Славы Божией. 

На иконе Успение именно это вхождение в полноту Славы нам и показано: Христос изображен в мандорле — в Славе, в окружении херувимов. Таким образом, мы видим, как Он забирает Ее в эту Славу.

Это первый случай вхождения человека в полноту Божества — путь, указанный всем нам как наше предназначение и совершенный Богоматерью — как первопроходцем. 

— Иногда на иконе Успение внизу изображают горящую свечу. Что она означает? 

— Этот образ рифмуется с образом спеленатой души Богородицы на руках у Христа. Свеча — тленное тело, преображающееся в огонь — в свет, тепло и молитву, возносимые к Престолу Господню. Огонь — инобытие тела свечи. Можно сказать, что свеча символизирует всякого святого, «горящего» молитвой, «тающего» в молитве, «умирающего» в молитве. Так ведь и говорят о молитве святых — и тут нет никаких метафор... Св. Силуан Афонский говорил: «Молиться — это кровь проливать».

Тем более свеча символизирует святого в сам момент смерти — и не даром те, кому довелось быть на похоронах святых, свидетельствуют о несказанной радости, захлестывающей всех присутствующих. Потому что отдельное, тленное, такое маленькое тело изливается огнем — которым — как и Духом — чем больше делишься, тем его становится все больше и больше! Святой, который раньше уставал, как всякий человек, не мог говорить со всеми сразу, помогать всем обращающимся к нему одновременно — становится помощником, к которому в один миг обращаются тысячи людей — и он пребывает с каждым! Ограниченное превращается в безграничное, скудное — в преизобильное.

Передавая огонь от свечи к свече, мы заполняем светом весь храм. Так христиане должны заполнить светом весь мир... 

Ведь что такое святой? Это человек, который — одновременно — ушел и остался. То есть тот, кто непрерывно связывает два плана бытия — наше, временное, и Божие, вечное, то есть — еще одна распахнутая дверь в царство Божие, еще руки, протянутые нам, помогающие нам из-за границ нашего тленного существования! А кто в большей степени остался с нами, чем Богоматерь — всему миру Заступница и Покров... 

Свеча — символ открытого пути между нашим миром и Царствием Божиим. Пути, который был закрыт грехопадением прародителей, Адама и Евы, и который восстановил Христос Своим воплощением и смертью — Своим так называемым кенозисом (греч.) — нисхождением, умалением, истощением Бога. Бог «ширший небес» вошел в наш мир как человек, низошел, умалился, сошел, наконец, в Ад, чтобы проложить путь, позволяющий каждому человеку взойти к Себе. Только надо помнить, что любое восхождение предполагает усилие восходящего... 

— У ложа Богоматери изображен человек с отсеченными руками, а рядом — Ангел с мечом? Кто они? 

— Афоний и Ангел, отсекший ему руки. Это важный образ иконы. Он напоминает нам о событии, произошедшем, по преданию, в момент похорон Богоматери. Афоний, исповедовавший иудаизм, был оскорблен почти божественными почестями, воздаваемыми, как ему представлялось, мертвому телу. В иудаизме мертвое тело считается нечистым, таким, после прикосновения к которому нужно специально очищаться. И вот он в негодовании толкнул ложе, пытаясь его перевернуть. В тот же миг Ангел, которого видел только Афоний, отсек ему руки, словно прилипшие к одру Богоматери. И в отчаянии и ужасе Афоний обратился к Той, ложе которой он только что толкнул, с мольбой о помощи. И руки немедленно срослись, он исцелился. Афоний, по преданию, обратился в христианство и принял мученическую смерть за исповедание Христа.

— Просто напоминание об одном из чудес?

— Нет. История Афония напоминает нам о великом парадоксе христианства. Все мы — враги Богоматери, потому что мы все непрестанно распинаем ее Сына своими грехами. (Ведь в центре земли с момента распятия все время находится Крест Христов, и каждый наш грех — новый гвоздь, новая игла в Его теле, наши грехи искупаются, теряют жало, только омывшись в Его крови...) Но как только мы к Ней прибегаем, так Она немедленно берет нас под Свое покровительство и защиту. Она была и остается «предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», «стена нерушимая». Она продолжает хранить нас и исцелять нас, как это было в случае с Афонием. 

— Говоря про Афония и Ангела, Вы сказали (цитирую): «Афоний, исповедовавший иудаизм, был оскорблен почти божественными почестями, воздаваемыми, как ему представлялось, мертвому телу». Как ему казалось — мертвому телу? А разве она не умерла?

— В том-то и дело, что на иконе показана не смерть, а Успение, то есть ситуация отмененной, побежденной воскресением нашего Господа Иисуса Христа смерти. В этом случае разлучение души от тела было столь же временным, как это бывает во сне. И когда по требованию опоздавшего на похороны апостола Фомы, гробный камень отвалили (чтобы он мог проститься с Богоматерью), тела в гробу не обнаружили.

Христос — Бог, вознесший человеческое тело в Славу Отца. Богоматерь — первый человек, прошедший этим же путем; не душой только, но в полноте и цельности духовно-душевно-телесного состава пребывающая в Божестве.

Беседовала Екатерина Виснап

Впервые опубликовано 27 августа 2009 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале