ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Беседа на Великий понедельник

"Кто имеет горячую любовь к Богу и ближнему, тот имеет в душе своей и прочие плоды".

Сегодня, возлюбленные братия, на утреннем богослужении читаны были три притчи: первая — о бесплодной смоковнице, вторая — об отце, имевшем два сына (один на просьбу отца: «чадо, иди сегодня работай в винограднике моем», отвечал: «не хочу», а потом одумался и пошел; другой на ту же просьбу сказал: «иду», и не пошел (см. Мф. 21: 28-30), и, наконец, третья притча — о домовитом человеке, который, имея виноградник, обнес его оградою, ископал в нем точило, устроил башню, отдал его делателям и ушел, а потом, когда пришло время собрания плодов, послал рабов своих к делателям виноградника принять плоды. Делатели в ожесточении иных из рабов били, других убивали и, наконец, убили и сына его единородного (см.: Мф. 21: 33-39).


Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909 гг.) 

            _______________________________________



Побеседуем на сей раз о первой притче.


Проведши ночь в селении Вифании, поутру Господь,
 говорит евангелист Матфей, возвращаясь в город Иерусалим, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев одних, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это вдруг засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море»,— будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (ср.: Мф. 21: 17-22).

Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я и вы, брат и сестра возлюбленные. 


К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И — увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском: одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет.

Между тем каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это, в частности, плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин?

На это святой апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера (ср.: Гал. 5: 22). Вот, брат и сестра, какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу ежедневно.

Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая, хорошо, подвигайся вперед; приноси Владыке больше и больше плодов, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если бесплодная — трепещи; тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и, может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода во век. И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы; вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко … древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо (Мф. 3: 10).

Слова эти — истинны и ясны, как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут,как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут (ср.: Мк. 13: 31).

Итак, брат и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Владыке живота твоего плоды добрых дел и, главное, имеешь ли царицу добродетелей — любовь, горячую любовь к твоему Создателю и любовь к ближнему, как к себе? Хочешь знать, какими делами показывает себя любовь? Ответит тебе за меня святой апостол Павел: 

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… (1 Кор. 13: 4-8)

Любовь так необходима для христианина, что если он говорит на всех языках человеческих и ангельских, а любви не имеет, то он как медь звенящая, при всем своем краснословии и многословии, или как кимвал звучащий. Если он имеет дар пророчества и знает все тайны и смысл всех писаний, и даже, что всего удивительнее, если он имеет всю веру, так что от его слов будут переходить с места на место горы, а любви не имеет,— то он ничто: напрасны все его познания, все труды без любви (см.: 1 Кор. 13: 1-3).

Почему так необходима нам любовь? Потому что СамБог есть любовь (1 Ин. 4: 8), а мы по образу Его сотворены, и в человеке христианине Бог пребывает. Или не весте, яко Христос в вас; разве точию чим неискусни есте (ср.: 2 Кор. 13: 5)?Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3: 16)?

Кто имеет горячую любовь к Богу и ближнему, тот имеет в душе своей и прочие плоды, исчисленные апостолом, радость о Духе Святе, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, ибо в любви, как в семени, заключаются все добродетели; ибо где любовь, там Бог, всесовершенное совершенство, источная доброта, бесконечная благость, бесконечное всемогущество.

Кто имеет горячую любовь к Богу, тот имеет и веру такую, что горы может переставлять, как сказал Господь: и все, чего ни попросит в молитве с верою, получит (ср.: Мф. 21: 22). Итак, если не хотим сохнуть, как проклятая Господом смоковница или как трава, и в огонь вечный быть брошенными, постараемся, возлюбленные братия, приносить Насадителю нашей жизни плоды добрых дел, пока имеем время, силы, средства, случай. Может быть, придет время, когда и хотели бы сделать добро, но это будет невозможно. Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере (Гал. 6: 10). Аминь.

 
 
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале