Бирюлево и Полянка: трезвение против нагнетания
7997.jpg)
− Сейчас надо избежать ощущения, что все собирается «до кучи». Понятно, что СМИ психологически нагнетают обстановку, но разумные люди должны проявить трезвение, − сказал священнослужитель в интервью порталу «Приходы».
При этом отец Максим, в свое время ставший свидетелем произошедших на Манежной площади волнений на национальной почве, констатировал, что в обществе накопилось напряжение, в основном не по религиозной, а по национальной части. Одной из важнейших причин тому он назвал вялую политику государства в данной сфере, игнорирование появляющихся проблем, ошибки в выявлении их корней. Среди таких проблем – убеждение представителей культур, нетрадиционных для Москвы, Петербурга, других городов Центральной России, что они большим социально значимым сообществом могут приехать в эти города и начать там жить, «как у себя».
− События в Бирюлеве в основе своей имеют не провокационное действие, а выход на поверхность многолетнего устойчивого недовольства местных жителей мешаниной этносов, которые не интегрируются в нашу действительность, − убежден священник. – А в том, что в минуты подобного напряжения появляются провокаторы, которые пытаются приобрести «политический капитал» на данного рода сюжетах, нет ничего нового – так бывало в эпохи любых социальных неспокойствий. Тут уж дело соответствующих политиков и государственных институций, с одной стороны, отсечь провокаторов, а с другой – не свести все ни для общества, ни для себя к впечатлению, будто дело только в провокаторах.
Протоиерей Максим Козлов считает преждевременным выносить суждение о причинах и характере происшествия в храме на Большой Полянке. Пока в новостях события пересказывается со слов третьих лиц, которые рассказывают, что в церковь ворвались несколько человек, оскорбляли священнослужителей и прихожан, фотографировались с пистолетом перед амвоном. Злоумышленники арестованы, им предъявили обвинение в хулиганстве.
− Говорят, что участвовали в этом лица, находившиеся в состоянии то ли наркотического, то ли алкогольного опьянения. Если они были действительно «под наркотиками», это еще одна иллюстрация к тому, как успешно у нас борются с трафиком психоактивных веществ. Если выяснится, что они представители какой-то псевдорелигиозной, парарелигиозной или, наоборот, антирелигиозной группировки, то возникает вопрос, насколько успешно наши правоохранительные и надзорные органы осуществляют контроль за подобного рода организациями, − говорит отец Максим.
Порой после подобных акций выдвигаются предложения организовать некие православные общественные патрули для защиты святынь. Протоиерей Максим Козлов скептически относится к этим идеям:
− Во-первых, общественные патрули у нас не организуешь. Прекрасно помню, как после взрывов домов в Москве жители напугались и стали дежурить во дворах, и все равно этой идеи патрулей хватило максимум на неделю – потом всем захотелось поспать, посмотреть телевизор. Я скептически отношусь к реальности воплощения этой идеи и вообще к подобной форме самоорганизации населения. Дай Бог, чтоб на этом фоне не прозвучала идея разрешить свободный оборот оружия, − наоборот, надо запретить всякий оборот оружия, включая травматическое и холодное, и проявлять по отношению к этому нулевую терпимость
подготовила Наталия Бубенцова