Японская труппа привезла в Москву спектакль «Три сестры», в котором одну из ролей играет робот

Уникальный проект труппы Seinendan из Японии в рамках мирового тура посещает столицу и представляет спектакль «Три сестры. Андроид-версия» по Чехову. Эта постановка — новаторское сочетание драматургии и высоких технологий в сфере робототехники. На сцене, вместе с актёрами, задействованы андроид Geminoid F и робот-слуга Robovie R3.
Режиссёр Ориза Хирата — театральный новатор, который тщательно выстраивает мир драмы на основе своей «теории современного разговорного театра». Хироси Исигуро — ведущий исследователь в сфере робототехники, известный созданием робота «геминоид», точной копии самого себя. Объединив свои таланты, эти два человека ведут в Университете Осака проект «Спектакли с участием роботов».

Спектакль «Три сестры. Андроид-версия» будет показан на сцене «Школы драматического искусства» (Сретенка, 19) в рамках мирового турне Seinendan 5 и 6 октября.

Перед началом показа организаторы просят выключить мобильные телефоны не только для того чтобы артистам не мешал звук. Говорят, иначе робот-андроид может не справиться с ролью. А он исполняет в спектакле одну из главных ролей — играет младшую из трёх сестёр. Все действия, конечно, строго запрограммированы и с её стороны нет экспромта, но артисты называют её полноправной коллегой.

Актриса Хироко Мацуда в спектакле исполняет роль старшей сестры. Она признаётся, даже дала роботу имя — Эфико — уменьшительно-ласкательное от названия модели. «Я понимаю, что это робот, механизм, у которого нет души, но когда она мне что-то говорит, то у меня в душе рождаются эмоции в ответ, как при общении с человеком. А потому было очень интересно участвовать в этой постановке. Очень необычно», — рассказала Хироко Мацуда.

События в спектакле происходят в провинциальном японском городке, где некогда крупная компания по производству роботов и бытовой техники разорилась из-за роста йены и превратилась в небольшую лабораторию. После смерти отца — учёного, занимавшегося роботами нового поколения, его дочери остались жить в этом городе. Старшая работает преподавателем в школе, средняя замужем, но не очень удачно, а младшая больна.

Героям чеховской пьесы сценарист и режиссёр андроид-версии Ориза Хирата дал японские имена.

Если «механическое происхождение» дворецкого Robovie R3, с которым герои обсуждают меню прощального ужина, очевидно, то с дальних рядов не сразу и понятно, что младшая сестра Икуми — не живой человек.

Инженер Такенобу Тикараиси отвечает за работу андроида. Он поясняет: «Записываем живую актрису на видео, потом вносим в память робота её действия, их робот и воспроизводит на сцене». Движения головы, мимику, голос Икуми получила от настоящей актрисы Минако Иноуэ. Она тоже появляется на сцене в роли той же Икуми.

Режиссёр Ориза Хирата рассказал, что главная причина, почему он выбрал «Три сестры» Чехова в том, что это любимый его писатель, оказавший на него самое большое влияние. «Я мечтал поставить этот спектакль ещё пять лет назад, когда только начинался наш совместный проект с роботами. Роботы сегодня стремительно входят в жизнь людей, и приходится переосмысливать их значение для нас», — сказал он.

Режиссёр добавил, что раньше каждое действие робота нужно было программировать 20-30 минут, сейчас технологии развиты настолько, что всё установки можно давать в режиме реального времени.

Спектакль «Три сестры. Андроид-версия» уже видели во Франции, Испании, на Тайване, конечно, в Японии. Показывать его на родине Чехова, настоящий вызов, не скрывая волнения, признаётся Ориза Хирата. На спектакли с участие роботов часто приходят из любопытства. Но, как известно, роботы, сильно похожие на человека, порой вызывают у людей чувство страха и дискомфорт. Приобщение роботов к актёрской профессии, по мнению Тикараиси, может изменить ситуацию.

Ориза Хирата — драматург, постановщик, художественный руководитель театра «Комаба агора», руководитель труппы Seinendan, председатель японского Фонда исполнительского искусства. Родился в 1962 году в Токио. В 1982 году создал труппу Seinendan. Провозгласил «теорию современного разговорного театра», которая оказала большое влияние на японский театр после 1990 года. В последние годы работал над множеством международных постановок в разных уголках мира. В 2011 году указом министерства культуры Франции ему присвоено звание кавалера Ордена почетного легиона.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале