Летопись Афона в фотографиях

В Политехническом музее открылась выставка греческого фотографа Костаса Асимиса «Мой Афон». Эти снимки можно назвать фотографической летописью Святой Горы.

 

фотограф Костас Асимис

 Фотограф Костас Асимис

Представленные на выставке фотографии условно можно разделить на две категории: те, которые сделал сам фотограф Костас Асимис (цветные) и те, которые он разыскал в монастырских архивах(черно-белые).

Впервые Асимис приехал на Афон в 1984 году. Познакомившись с жизнью монастырей Святой Горы, Асимис обнаружил множество фотографий, на которых была запечатлена жизнь афонских насельников и монахов. Именно благодаря Асимису был отреставрирован фотоархив русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

На старых снимках мы видим и общий вид монастырей, и отдельные события монастырской жизни, например, поднятие колокола на колокольню. Событие снято, может быть, и не очень художественно, но происходящее зафиксировано, и это - главное в данном случае. Старые фотографии выглядят очень «официально», это что-то вроде монастырской летописи.

Есть на старых фотографиях и афонские насельники. Вот монах с подносом в руках, радушно встречающий паломники. А вот иноки в хлебопекарне, кожевенной и сапожной мастерских. Еще на одном снимке - монахи-кузнецы. На другой фотографии - целая толпа паломников-вовенных, сидящих на земле перед сходом в храм.

Новые, цветные фотографии Асимиса - как бы продолжение традиций афонской фотографии. Он снимает то же самое, что до него снимали немногочисленные паломники и даже монахи. Никаких композиционных или световых изысков. Все очень просто, строго. Красота и ценность этих фотографий не в творческом решении фотографа, а в том, что на них снято - монастырь Филофей и монастырь Симона и Петра, могила старца Силуана Афонского, усыпальница (или костница) - небольшое помещение с расписанными фресками стенами, вдоль стен которого на полках лежат кости почивших братьев.

«Дать многим людям хоть чуть-чуть почувствовать и увидеть, что такое Афон», - так определил цель выставки Председатель Попечительского Совета «Русского Афонского общества» Г.С. Полтавченко.

На фотографиях мы видим не только молящихся монахов или священников, например, духовника сербского монастыря. Костас Асимис снимал и афонских паломников. На нескольких фотографиях мы видим тогда еще митрополита, а теперь уже Патриарха Кирилла, молящегося в одной и афонских обителей, нынешних премьера и президента, посетивших афонские монастыри.

Как заметил Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, присутствовавший на открытии, фотографии передают тепло и свет Святой Горы Афон. И во многом благодаря тому, что фотограф Асимис фотографирует не как сторонний наблюдатель или взыскательный художник, а как человек, немало времени проведший и проводящий на Афоне и потому знающий и чувствующий жизнь Святой Горы.

На открытии экспозиции «ТД» удалось задать Костасу Асимису несколько вопросов:

- Скажите, где уже проходила эта выставка?

- Началась она в Москве в 2007 г. Потом проходила в других городах России: Костроме, Курске. Потом, скорее всего, отправится в Калугу. 

- А в Греции?

- В Греции мы и так можем увидеть Афон! Там очень многие ездят на Святую Гору. А в России только некоторые паломники. Поэтому выставка главным образом дает возможность увидеть Афон тем, кто там никогда не был.

- Как возникла идея сделать такую выставку?

 

   Посол Греции Михаил Спинеллис и  фотограф Костас Асимис

 Посол Греции Михаил Спинеллис и

фотограф Костас Асимис

-Ничего случайного не бывает. Почему две православные страны не должны иметь дружественные отношения? Эта экспозиция как и многое другое, что происходит сейчас, -

это такой общий поток, общее направление развития отношений между Россией и Грецией.

- Есть ли у Вас последователи или ученики, продолжающие традиции афонской фотографии?

- Последователей нет. Ученики у меня только монахи, которым я иногда дарю фотоаппараты. Я думаю, в этом деле не нужно специально иметь учеников. Если говорить о фотографировании Афона, лучшие фотографы, конечно, сами монахи, потому что они могут снять то, что мне, как мирскому человеку, неизвестно или недоступно.

- То есть в большей степени это хроникальные фотографии?

- Да. Что-то вроде фотографической летописи Афона.

Выставка в Политехническом музее продлится с 21 июля по 7 августа

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале