Двенадцать апостолов: главная икона Пушкинского музея

Государственный музей изобразительных искусств обладает уникальной коллекцией византийских икон. Главный шедевр этого ценного собрания – икона «Двенадцать апостолов», созданная в начале XIV века.
Двенадцать апостолов. Начало XIV века. ГМИИ
 Двенадцать апостолов. Начало XIV века. ГМИИ

В зале ГМИИ «Искусство Византии XIV-XVI веков. Искусство Италии VIII-XVI веков» представлены редчайшие для России произведения живописи. Византийских и итальянских памятников этого времени в наших собраниях очень мало. Тем большую ценность приобретают для нас иконы и картины, которые мы можем увидеть в этом зале ГМИИ. Причем все они - произведения самого высокого уровня. 

 Благовещение. Первая четверть XIV века. Галерея икон, Охрид
 Благовещение. Первая четверть XIV века. Галерея икон, Охрид

 

В зале перед  нами - иконы эпохи так называемого  Палеологовского Ренессанса (1261-1453), времени расцвета византийского искусства, духовного подъема этого государства, появления и распространения исихазма. Большое распространение получает икона, в которой отражены все духовные поиски, идеалы и достижения этого периода. Прежде всего - это ученость, любовь к Античности, утонченность. На этом фоне распространяется исихазм - практика аскезы, обращенность вовнутрь. Вот эти, казалось бы, совершенно противоположные качества проявляются в иконе «Двенадцать апостолов». 

Церковь хора в Стамбуле
Церковь Xора в Стамбуле

Икона появилась в Музее изобразительных искусств в 1932 году. Она была привезена в Россию известным путешественником, писателем и историком Андреем Николаевичем Муравьевым (1806-1874). На первом плане иконы изображены Иаков Алфеев, Петр, Иоанн, Матфей. Во втором ряду - Филипп, Варфоломей, Иуда, Андрей, Матфей, Симон, Фаддей, Фома. Эта небольшая икона написана на деревянной доске темперой (яичными красками). 

Фигуры на иконе  очень естественны, даже напоминают античные статуи (свои далекие прототипы). Пространство на иконе четко не обозначено, однако кажется реальным - некоторые фигуры даже выступают за раму. Ольга Попова (известный исследователь византийского искусства, доктор искусствоведения, профессор Московского Государственного университета) отмечает: «Можно подумать, будто перед нами - группой портрет так называемых гуманистов, касиков-гуманитариев, философов, поэтов, ученых, живших в Константинополе в эти годы и собиравшихся вместе во дворце Андроника II».

 Сошествие во ад. Фреска церкви Хора
 Сошествие во ад. Фреска церкви Хора

Эти образы очень  близки росписям и мозаикам этого  времени в константинопольском храме монастыря Хора - спокойные движения, ритмичные композиции, характерные греческие типы лиц. Икона из собрания ГМИИ также явно была написана столичным мастером. 

На ней есть и отражение идей исихазма. Изображены не просто «философы» - апостолы сосредоточены, они одновременно ведут диалог между собой и обращены вовнутрь себя. Их одежды покрыты пробелами - высветлениями с помощью краски, которые символизируют лучи Божественной энергии. 

«Двенадцать апостолов» не только икона с редкой иконографией и написанная на высшем художественном уровне. Она - отражение целой эпохи, удивительного мира времени последнего расцвета византийского искусства.

 Святой Петр. Мозаика нартекса церкви монастыря Хора.jpg
 Святой Петр. Мозаика нартекса церкви монастыря Хора

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале