Памятник «спасителям Отечества» отмечает 195-летие

195 лет назад — 20 февраля (4 марта) 1818 года — в Москве торжественно открыли памятник Минину и Пожарскому — нижегородскому земскому старосте и воеводе, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего монумента поставить народного героя Кузьму Минина.

Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

В конкурсе на лучший проект памятника победил скульптор Иван Мартос.

1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разослали гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». Памятник планировалось установить в 1812 году — к 200-летию окончания Смуты, однако планы нарушило вторжение наполеоновских войск.

В связи c учетом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он еще более возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.

Открытие памятника в 1818 году сопровождалось парадом лейб-гвардии и исполнением оратории Степана Дегтярева «Минин и Пожарский». Присутствовал император Александр I и все члены императорской фамилии. Одна из московских газет так описывала это событие: «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного Двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

«Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мною тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу... Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности... Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!», — писал Виссарион Белинский.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале