Рождественские чтения – 2013. Открытие (ФОТО)

24 января 2013 года XXI Международные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир» открыл Патриарх Кирилл в Государственном Кремлевском дворце в Москве. Смотрите наш репортаж с церемонии открытия.

Перед началом Рождественских чтений

Традиционно доклад Святейшего Патриарха является своего рода программой для участников Рождественских чтений. Поскольку нынешняя конференция посвящена вопросам традиционных ценностей, эта тема стала основной в докладе Патриарха.

Приводим текст доклада полностью:

Сердечно приветствую всех вас на торжественной церемонии открытия XXI Международных Рождественских образовательных чтений.

Сегодня мы подводим итоги минувшего года и ставим задачи на год наступивший. Тема нынешних чтений — «Традиционные ценности и современный мир» — дает нам повод поразмышлять о важнейшей составляющей, важнейшей цели церковной миссии и миссии каждого христианина в жизни современного мира.

Люди всегда ощущают потребность расставить ценностные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают человеку ориентиры, определяют векторы личностного развития, побуждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций.

Словосочетание «традиционные ценности» стало техническим термином. Краткие формулировки, технические термины необходимы для передачи понятий, которые нуждаются в достаточно пространных определениях; отсутствие технических терминов затрудняет коммуникацию, то есть передачу смысла этих понятий другим людям. Но краткая формулировка таит в себе и некую опасность — возможно выхолащивание смысла, использование одной и той же формулировки для весьма отличающихся друг от друга понятий. Именно это происходит сегодня и с понятием «традиционные ценности»: общественный дискурс нередко отталкивается от ложных представлений о самом понятии «традиционные ценности», из-за чего проистекают дискуссии между людьми более консервативного настроения и людьми иных взглядов — не потому, что они расходятся в принципах, а чаще всего потому, что под словосочетанием «традиционные ценности» понимаются разные вещи. Именно поэтому я хотел бы пояснить, как Церковь понимает то, что скрывается под словосочетанием «традиционные ценности».

В первую очередь, мне кажется, что ценности традиционные — это те, что создаются традицией, и те, которые традицией сохраняются. И это не одно и то же. К ценностям, которые создаются традицией, несомненно относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи, которые возникают в недрах народной жизни под влиянием множества факторов, начиная с факторов мировоззренческих, включая опыт человека, и кончая влияниями внешней среды, такими, как ландшафт, климат и т.д. Вот такие ценности обретают статус ценностей именно потому, что они включаются в традицию. Традиция придает им смысл и значение, в первую очередь для следующих поколений. Она их авторизует и адресует следующим поколениям, она их сохраняет, но она же их и создает — в том смысле, о котором я только что сейчас сказал.

Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят, но с другой стороны, заключая в себе требования к человеку, эти ценности воспринимаются как нечто находящееся в согласии с человеческой совестью. Речь идет о нравственных ценностях, источником которых является Бог, а не человек.

Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение cиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей. Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.

На нас, христианах, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего космоса.

Огромную роль в этом процессе играет образование, тесным образом связанное с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины» («О необходимости сделать русские школы русскими»).

За прошедший год в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах, пока, правда, только в четвертых классах, родители получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». И хотя значение  этого события переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, которые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами, представителями других религиозных общин России.

Так, например, серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру. Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятий «светскости» государства, а также оказания ими давления на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Хотел бы заметить, что преподавать «Основы светской этики» предложила Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей. Конечно, делая шаг навстречу людям нерелигиозным, мы и представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут исправлены.

Есть, конечно, и другая причина, почему мы имеем невысокий процент выбора этого модуля, особенно в таких городах, как Москва, Петербург и некоторые другие. Многие родители не уверены, что преподаватели, которым поручается обучать детей по этому модулю, обладают достаточной квалификацией. И для того чтобы снять эти обеспокоенности, мы должны уделить очень большое внимание подготовке преподавателей «Основ православной культуры».

Перед началом нового учебного года Отдел религиозного образования и катехизации провел ряд мероприятий, направленных на обеспечение качественного преподавания предмета «Основы православной культуры». 24 августа 2012 года на состоявшемся в Отделе совещании помощников благочинных города Москвы, осуществляющих взаимодействие с ОРОиК по вопросам преподавания ОПК, была определена система взаимодействия Отдела и ответственных за преподавание ОПК в благочиниях.

Хотел бы остановиться еще на некоторых важных вопросах, касающихся преподавания ОПК. Сегодня государственными и церковными учреждениями ведется активная совместная работа в данном направлении. Созданы специальные органы: Межведомственный совет при Министерстве образования и науки, центральное Методическое объединение по ОРКСЭ, а также соответствующие советы в регионах.

В настоящее время в Министерстве образования и науки на рассмотрении находится «Концепция комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования», разработанная в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Данная концепция предполагает поэтапное расширение преподавания курса религиозных культур и этики: вводный курс в младших классах, систематический курс в средних классах и обобщающий курс — в заключительном классе. Более детально об этом, я думаю, расскажет в своем докладе Преосвященный митрополит Ростовский Меркурий.

На заседании Священного Синода 27 июля 2011 года был утвержден «Стандарт православного компонента для учебных заведений Российской Федерации», который обязателен для реализации в православных школах и гимназиях. При этом нужно отметить, что утвержденные документы разработаны с учетом современных федеральных государственных образовательных стандартов и соотнесены со светской системой образования. Это отмечают и представители светского педагогического сообщества.

Отдельная тема — преподавание ОПК в школах при посольствах и в русских школах за рубежом. К сожалению, по данным Синодального отдела ОПК преподается только в 6-ти посольских школах из 80-ти. Этого явно недостаточно для того, чтобы дети наших соотечественников, работающих и живущих за границей, могли приобщаться к сокровищнице родной культуры и к основам православной веры. В связи с этим нам необходимо развивать взаимодействие с профильными государственными структурами.

Особо хотелось бы обратить внимание на ситуацию с православными дошкольными учреждениями.

К сожалению, в нашей стране количество православных детских садов растет не слишком динамично. В ряде епархий до сих пор нет ни одного подобного учреждения, хотя соответствующее решение было принято еще на Архиерейском Соборе в далеком 1994 году. Вместе с тем православные детские сады за последние годы открыты во многих епархиях — особенно хотел бы отметить Московскую, Кемеровскую, Белгородскую, Смоленскую, Ставропольскую, Йошкар-Олинскую епархии, а также Нижегородскую и Тверскую митрополии.

Важное место в системе православного образования занимают воскресные школы. И если на занятиях по ОПК в государственной общеобразовательной школе ребенок может получить лишь базовые культурологические сведения о Православии, то в воскресных школах и дети, и взрослые имеют возможность в полной мере узнать о вере и церковной жизни. Однако для того чтобы эта форма образования была эффективной, необходимы системный подход к организации деятельности воскресных школ и наличие образовательного минимума. Для решения этой задачи 25 декабря прошлого года Священный Синод утвердил документы, призванные стандартизировать работу воскресных школ.

В принятых документах наиболее успешные, имеющие богатый опыт и зарегистрированные в качестве самостоятельного юридического лица школы именуются «центрами духовно-нравственного воспитания». Для таковых школ весьма важным является придание им статуса учреждений дополнительного образования. Это позволит получать государственное финансирование, вести трудовой стаж педагогов, а также иметь другие, не менее важные преференции. Важно понимать, что лицензирование воскресных школ по государственному образцу не является обязательной процедурой, но это открывает дополнительные возможности на пути систематического развития православного образования, является очередным этапом его стандартизации, необходимой для повышения его качества и престижа.

Широкое обсуждение документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, позволило выявить и ряд проблем, существующих в данной сфере. К их числу относится нехватка квалифицированных кадров, единого учебно-методического комплекта для преподавания вероучительных курсов, а также порядок прохождения церковной аттестации.

В качестве положительного примера и образца успешной работы в решении первой проблемы, касающейся нехватки педагогических кадров, можно указать на Екатеринбургскую митрополию, где есть учительская семинария, готовящая педагогов и директоров воскресных школ, а также функционирует епархиальная система контроля качества их деятельности.

Обращаю внимание всех присутствующих на то, что Синодальным отделом религиозного образования создан специализированный интернет-портал «Православное образование», на котором публикуются нормативные документы, методические наработки, а также соответствующий опыт епархий. Издан сборник таких документов, которые весьма полезны каждому приходу. Благодаря данному сайту в общей работе теперь могут принимать участие образовательные структуры всех епархий. Каждая епархия, благочиние, приход или школа могут зарегистрироваться на портале, опубликовать новости, проконсультироваться со специалистами в режиме реального времени. К сожалению, необходимость этого осознают не все. О своих наработках пишут в основном отдаленные от центра епархии, которые наиболее остро нуждаются в том, чтобы их коллеги из Москвы, Саратова, Новосибирска и других крупных образовательных центров поделились с ними своим опытом.

Неотъемлемой частью жизни каждой церковной общины должна быть катехизация. Чтобы реализовать данное положение на практике, необходимо руководствоваться такими документами, как «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов», «Положение о выдаче конфессионального представления», «Положение об аттестации катехизаторов». Призываю всех епархиальных Преосвященных, особенно новообразованных епархий, в сотрудничестве с Синодальным отделом  продолжать труды в сфере катехизации.

Немаловажную роль в приобщении подрастающего поколения к православной культуре оказывают разнообразные конкурсы и олимпиады. В минувшем году Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в соработничестве с Синодальным отделом религиозного образования и Фондом просвещения «МЕТА» проводилась Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры,были организованы Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Полагаю необходимым и в дальнейшем проводить подобные мероприятия, которые мобилизуют большое количество детей, молодежи и педагогического корпуса.

Хотелось бы с удовлетворением отметить, что Рождественские чтения в последние годы приобретают всё более практический характер. Во многих епархиях уже прошли региональные Рождественские чтения, являющиеся подготовительным этапом международного форума. В частности, в Алма-Атинской, Биробиджанской, Владимирской, Вологодской, Красноярской, Московской (областной), Ростовской, Липецкой, Санкт-Петербургской, Тульской, Якутской и в ряде других епархий и митрополий уже состоялись ежегодные образовательные конференции. Их участники получили возможность поделиться практическим опытом, наработками и материалами по профилю своей деятельности, внести вклад в работу Международных Рождественских чтений.

Если мы выстроим такую систему повсеместно и епархиальные Рождественские чтения будут предшествовать международным чтениям, проводимым в Москве, то мы, с одной стороны, обогатим работу наших чтений в Москве, с другой стороны, будем содействовать тому, что сама идея Рождественских чтений, направленная на мобилизацию интеллектуального потенциала Церкви и общества в такой важной сфере, как сохранение традиционных ценностей, принесет наибольший эффект.

Отрадно видеть, что тезис о необходимости совместных действий, направленных на сохранение традиционных ценностей в современном мире, находит отклик у руководства нашего государства. Слова Президента России в послании Федеральному Собранию о том, что государство должно всецело поддерживать институты, которые являются носителями традиционных ценностей и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение, в полной мере относятся к Церкви.

Церковь готова и дальше участвовать в обновлении воспитательного компонента общего образования и в создании соответствующей программы. Думаю, такая программа будет эффективна, если станет результатом общественного обсуждения с участием представителей традиционных религий нашей страны.

Завершая свой обзор, хотел бы сказать следующее. Духовное просвещение и воспитание — это важнейшая составляющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28:31).

От души желаю всем вам крепости душевных и телесных сил и помощи Божией в предстоящих трудах.

Министр образования Российской Федерации  Д.В. Ливанов  отметил, что воспитание детей и молодежи - главное дело нашей жизни, в котором объединяются усилия всех слоев общества, и Рождественские чтения – очень заметная и удачная площадка для диалога . По словами министра, самыми заметными и социальными значимыми формами сотрудничества стало обсуждение проекта  уже ставшего законом Об образовании и уже включенного в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики».

«Для нас крайне важно, что по результатам обсуждения закона Об Образовании, который на десятилетия вперед закладывает основные направления развития нашей системы образования, впервые предусмотрены нормы, регулирующие изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и регулирующий особенности получения теологического и религиозного образования в нашей стране», - отметил министр.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»  введен в программу 4-го класса в школах России с 1 сентября 2012 года и сейчас его изучают 1 353 647 школьников, из них Основы православной культуры выбрали 415 934 ученика.

«Добровольность выбора учеников и их семей. Качество обучения, уровень подготовки педагогов будут постоянно находиться под нашим ежедневным контролем», - сказал Лавров.

По его мнению, на сегодняшний день один из важнейших результатов введения в школах этого курса – то, что дети, родители и учителя стали обсуждать содержание нового предмета и говорить друг с другом о морали, нравственности и духовности.

«С введением нового курса российское образование становится более гуманистичным», - сказал министр.

Он отметил, что важно не только образование, но и воспитание человека.  «Воспитывают не столько слова, сколько конкретные дела. Живое участие ребенка, подростка, молодого человека в настоящем социально значимом и общественно полезном деле», - отметил министр.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отметил необходимость того, чтобы знакомство с духовно-нравственными и религиозными ценностями «происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда, как известно, закладываются базовые нравственные и морально-этические мотивации». Это определяет приоритетные направления работы ОРОиК, в частности, стремление ввести преподавание дисциплин, воспитывающих нравственные и религиозные чувства или, по крайней мере, знакомящих с ними детей,  уже в дошкольном возрасте. В Церкви разрабатывается соответствующий документ.

«Введение православного компонента и программы к нему позволит дошкольным учреждениям лучше ориентироваться в подборе материалов для воспитания детей на основе православного мировоззрения», - объяснил владыка.

В связи с этим в ОРОиК подготовили и направили в Министерство образования поправки к действующим нормативам, и поправки были приняты и внесены.

Митрополит отметил, что, несмотря на то, что говорится о необходимости создавать в каждой епархии православные школы, в реальности получается, что во многих епархиях таких школ нет вообще. «Трудности финансирования – вот основная причина», - отметил глава ОРОиК.

«В новом законе об образовании размеры бюджетных средств на поддержку конфессиональных школ отнесены к компетенции субъектов Федерации», - пояснил владыка и обратился к руководству регионах с просьбой о поддержке православных школ.  

Он напомнил об указании Путина уравнять школы и вузы, созданные конфессиональными организациями, с государственными и в вопросах аренды, и по выделяемым бюджетным средствам, и по зарплате учителей. Эти слова зал встретил аплодисментами.

В конце 2012 года Синод Русской Православной Церкви принял ряд документов, регулирующих деятельность воскресных школ, в которых заложен потенциал для «создания системы воскресных школ, которая призвана качественно улучшить воспитание детей на основе православного вероучения. – Типовой устав, Положение о деятельности воскресных школ, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах.  Они определяют минимум знаний, который должен получить учащийся воскресной школы, но являются скорее ориентирован для воскресных школ: объем знаний учащегося должен быть н ниже того, который определен Синодом, но может и должен быть выше него.

Чтобы это стало возможно, необходимо подготовить качественные методические пособия и преподавателей, которые смогут дать детям необходимые знания. Предполагается создать полноценные учебные комплекты – учебники, справочники, рабочие тетради, и привлекать для их создания опытных педагогов воскресных школ.

«Стандарты и положения не преследуют цели сделать школы однотипными, исключить авторские подходы, а. наоборот, их приветствуют», - заметил владыка.

«Не столько принятые документы, сколько личный пример и искренняя вера преподавателя помогают ребенку принять опыт Церкви и стать ее полноправным членом», _ отметил митрополит Меркурий.

Он также напомнил, что цель воскресной школы – воспитать христианина, но не обязательно монаха или священнослужителя.

Он отметил, что ряд сложностей возникает и в связи с введением в школах курса Основ религиозных культур и светской этики. С одной стороны – нехватка квалифицированных педагогов (особенно в новообразованных епархиях), с другой – недостаточная информированность родителей и обеспечение свободы выбора того или иного модуля курса, нежелание выбрать именно курс Основ православной культуры.  

«Главная причина – сформированное десятилетиями отсутствие доверия со стороны руководства общеобразовательных учреждений недоверие к новым предметам по религиозной культуре и к представителям Церкви, приходящим на родительские собрания, а также зачастую слабая подготовленность представителей епархиальных структур, пытающихся  разговаривать на языке церковной проповеди там, где необходим конструктивный диалог», - отметил владыка.

Он отметил, что руководство регионов может способствовать развитию конструктивного диалога, и призвал архипастырей и руководителей епархиальных отделов религиозного образования «активно включаться в процесс диалога, проявлять разумную настойчивость и компетентность во всех вопросах, связанных с развитием религиозного образования».  

«Самоустранение от этих партнерских отношений, поверьте, абсолютно бессмысленно», - сказал владыка.

Он отметил, что в епархиях необходимо собирать православно-педагогический актив – сообщество людей, которые способны понимать, что такое православие. Как нужно работать с детьми и преподавать в школе.

Широкое поле для взаимодействия в области учебно-методического обеспечения предметов по религиозной культуре открывает новый закон об образовании, на основании которого настало время приступить к выработке и закреплению механизма обязательной конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам, считает владыка, причем по этому вопросу достигнуть взаимопонимание с представителями других конфессий.

«Ответственность за качество учебного материала по православной культуре в сознании людей несет только православная Церковь, но не издатели и разработчики сами по себе», - отметил митрополит.

Относительно подготовки учителей он сказал, что необходимо уходить от ситуации, когда готовят преподавателей сразу по всем модулям ОРКСЭ: более продуктивным будет вариант, при котором будут готовить преподавателя конкретного предмета, скажем, Основ православной культуры.

Также владыка рассказал о том, какова ситуация с подготовкой катехизаторов, какие документы в этой области были приняты и подчеркнул, что введение стандартов ни в коем случае не должно ограничивать индивидуальность и творческий подход.

В заключение митрополит Меркурий рассказал  о конкурсах, которые были проведены ОРОиК, и еще раз подчеркнул необходимости значимость единой системы православного образования, начиная с дошкольного возраста. Главным принципом работы этой системы станет синергизм традиции и прогресса. Гармония образования и воспитания.

Во время открытия ч Рождественских чтений были оглашены приветствия Президента РФ В.В. Путина,  председателя Правительства РФ Д.А. Медведева,  председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко,  председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина,  мэра Москвы С.С. Собянина.

Состоялась церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

XXI Международные Рождественские образовательные чтения  «Традиционные ценности и современный мир» продолжат работу 25 и 26 января.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале