Первый русский приход на римской земле. Часть 1

Беседа с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима, Италия.

80 лет назад, 10 апреля 1932 года в Риме, в здании палаццо, принадлежавшего княжне Марии Александровне Чернышевой, был освящен храм Русской Православной Церкви в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные торжества в 2012 году, посвященные этой дате, были перенесены с дней Страстной Седмицы на 16 декабря с.г.

В преддверии юбилея состоялась наша беседа с настоятелем Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима протоиереем Вячеславом Бачиным.

Протоиерей Вячеслав Бачин

— Расскажите пожалуйста об истории Свято-Никольского ставропигиального прихода.

— История русского православного прихода в Вечном городе берет свое начало с октября 1803 года, когда Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии и назначил в Рим для прохождения служения священника Василия Иоанновича Иванова. Однако внешнеполитическая европейская ситуация в начале XIX столетия позволили вернуться к вопросу устройства храма в Риме только через 20 лет. Первоначально храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Via del Corso. Впоследствии в течение XIX века церковь трижды переносилась вместе с российской дипломатической миссией в Риме из одного здания в другое. Как и все заграничные российские приходы, русская церковь в Риме была включена в состав Санкт-Петербургской митрополии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел Российской Империи и носила наименование посольской.

К концу XIX столетия стала активно обсуждаться идея строительства русской церкви в Вечном городе. Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Свои пожертвования на храм в Риме передали Великий Князь Сергей Александрович и его супруга преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Осенью 1913 года Государь Император Николай Александрович разрешил сбор пожертвований уже по всей России.

В 1897 году русская княжна Мария Александровна Чернышева (1847 1919 гг.), дочь князя Александра Ивановича Чернышева, военного министра России († 1857), завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма.

Свято-Николаевский приход (внешний вид и внутреннее убранство) на via Palestro 71

С 1916 года настоятелем нашего прихода был назначен архимандрит Симеон (Нарбеков), именно он, после начала известных событий 1917 года в России, провел в марте 1921 года судьбоносное собрание русской церковной общины, на котором было решено выйти из под опеки Министерства иностранных дел Советской России и организовать самостоятельный приход Русской Православной Церкви в Риме.

Король Италии Виктор Эммануил III

В ноябре 1929 года итальянский монарх Король Виктор Эммануил III подписал указ об учреждении «Русской Православной Церковь в Риме» и наш приход получил право юридического лица на территории италийского государства. А 30 марта 1931 года было выдано официальное свидетельство властей Италии о регистрации права собственности церковной общины на здание особняка княжны Марии Чернышевой. Архитектором князем В.А. Волконским и итальянским инженером Ф. Поджи был составлен проект церкви и после проведения необходимых инженерных работ 10 апреля 1932 года русский храм святителя Николая Чудотворца на Via Palestro в Риме был освящен. Убранство для церкви (иконостас сооруженный по проекту К.А. Тона, иконы кисти К.П. Брюлова, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, П.В. Басина) перенесли из Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур.

Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская, княжна С.В. Гагарина и Королева Италии и Албании, Императрица Эфиопии Елена (урожденная Принцесса Черногорская), материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

С 1927 года русский приход в Риме выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, в которой находился до 1985 года.

В 1984 году из США на приход был назначен новый настоятель, священник Михаил Маклаков, американец по происхождению. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, он не позволял прихожанам посещать католические храмы, где находились святые иконы и мощи почитаемых Православной Церковью святых (а это подавляющее большинство римских базилик). Из-за этого, и других внутренних причин, войдя в сложные отношения с общиной, он был вынужден покинуть Рим.

В сложившейся ситуации при отсутствии нового священника из Северной Америки, в 1985 году Никольский приход, не получив благословения священноначалия Русской Зарубежной Церкви попросился быть принятым Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата. В феврале 1987 года настоятелем прихода был назначен священник Михаил Осоргин († 24.11.2012 г.). Отец Михаил принял твердое решение о восстановлении единства с Русской Православной Церковью, в состав которой приход входил с момента своего образования в 1803 году.

Протоиерей Михаил Осоргин, настоятель прихода в 1987-2004 гг.

15 февраля 2000 года в Париже, в беседе с управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископом Сергием (Коноваловым) о. Михаил сообщил, что весь приходской совет и 95% членов приходского собрания русского прихода в Риме имеют намерение вернуться в Московский Патриархат, обратив особое внимание на слово «вернуться», а не перейти. Ответ на этот вопрос так и не был получен. 26 октября 2000 года приходское собрание членов энте морале «Русская Православная Церковь в Риме» согласно своего устава практически единогласно проголосовало за возвращение в Русскую Православную Церковь. 26 октября Никольский приход решением своего собрания вернулся в лоно Матери-Церкви, а уже 29 октября приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим указом принял возвращение прихода в Московский Патриархат, утвердив протоиерея Михаила Осоргина настоятелем ставропигиального прихода. Необходимо отметить, что большую роль в подготовке возвращения Никольского прихода г. Рима в Московский Патриархат сыграл нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси, тогда Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

После возвращения в 2000 году в Московский Патриархат приход принял необходимые изменения в свой устав, которые были официально признаны итальянским государством в 2006 году.

— Когда начались совершаться православные богослужения в Вечном городе, кто из известных священнослужителей нес свое послушание на римской земле?

— Первые регулярные православные богослужения в Риме в 1820-е годы начал совершать иеромонах Иринарх (Попов, †1877), впоследствии архиепископ Рязанский.
Далее настоятелями русской церкви в Риме были: с 1849 года — известный философ, «мыслитель ума живого», профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев, †1852); с 1852 по 1855 годы — архимандрит Иаков (Поспелов, †1896), впоследствии знаменитый игумен Кирилло-Белозерского монастыря, ныне местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий.

С 1855 по 1860 годы на приходе служил архимандрит Софония (Сокольский, †1877), в 1870-е годы — архиепископ Туркестанский. Летом 1831 года, тогда еще иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия с которым они много лет дружили и общались.

В 1860 году в Рим был назначен известный ученый — синолог, начальник 13-й Русской православной миссии в Пекине, создатель китайско-русского словаря архимандрит Палладий (Кафаров, †1878). Сменивший его в 1864 году наместник Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (Попов, †1866) обладал даром духовного писателя — его перу, в частности, принадлежат многочисленные сочинения о жизни и творениях свв. отцов и полюбившиеся многим православным «Письма из Рима».

Архимандрит Гурий (Карпов) (в последствии архиепископ Таврический, в 2008 г. причислен к лику святых), настоятель прихода в 1866 г.

Следующий настоятель, архимандрит Гурий (Карпов) в течение 18-ти лет нес послушание в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника Духовной миссии. В Риме ему пришлось стать невольным свидетелем очередного разрыва отношений Запада с Россией, в результате чего русский священник перед самой Пасхой 1866 года был выслан в Неаполитанское королевство. После вынужденного возвращения на родину архимандрит Гурий вскоре был хиротонисан во епископа Чебоксарского, а с декабря 1867 года он был поставлен на Таврическую кафедру. Архиепископ Гурий отошел ко Господу 17 марта 1882 года, оставив о себе прекрасную память как неутомимого труженика на Ниве Христовой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 мая 2008 года архиепископ Гурий был причислен к лику святых.

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий)

Вместе с архимандритом Гурием в Риме служил молодой иеродиакон Флавиан (Городецкий). Отец Флавиан после возвращения в Россию был направлен в Пекин, где в течении десяти лет также нес миссионерское служение в духовной миссии, с 1879 года он был назначен ее начальником. В 1882 году архимандрит Флавиан находился в Японии у святого равноапостольного Николая Японского для представления к рукоположению в священный сан православного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзы. Как архипастырь святитель Флавиан трудился на Холмской и Варшавской кафедре, Карталинской и Кахетинской (будучи Экзархом Грузии), закончив земной путь в 1903 году митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Успенской Киево-Печерской лавры.

В 1871-77 годах настоятелем русского прихода в Риме был потомок из рода святителя Иннокентия Иркутского, архимандрит Александр (Кульчицкий, †1888, погребен в Костромском Ипатьевском монастыре), впоследствии епископ Костромской и Галичский.

На протяжении 13-ти лет (1884-1897 гг.) в Риме служил архимандрит Пимен (Благово, †1897). Архимандрит Пимен как мемуарист, историк и поэт занимает видное место в русской культуре. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 году монашеский постриг. Его литературный труд «Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово», стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Российской империи А.Г. Влангали, устроил русский странноприимный дом, собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (Верниковскому, †1909) принадлежит инициатива строительства в Риме русского «храма, отвечающего достоинству Православия и величию Отечества». Отец Климент (впоследствии епископ Винницкий) начав с Высочайшего повеления сбор средст в России, провел большую подготовительную работу для возведения православного храма в Вечном городе.

Архимандрит Дионисий (Валединский, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши), настоятель прихода в 1911-1913 гг.

В период 1911-13 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский, в 1923-48 гг. — Предстоятель Польской Православной Церкви, †1960), который старался продолжить строительное дело. Отец Дионисий написал и издал очень популярную и сегодня книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Более 50-ти лет с 1874 по 1927 года на русском приходе свт. Николая г. Рима добросовестно трудился сначала штатным диаконом, а затем (с 1907 года) вторым священником о. Христофор Флеров.

С 1913 по 1916 годы настоятелем нашего прихода был архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ Владимирский). 16 июля 1930 года он рукоположил монаха Пимена (Извекова, будущего Патриарха Московского и всея Руси), во иеродиакона, а 12 января 1931 году во иеромонаха. Святитель Филипп умер в ГУЛАГе в 1936 году.

Знаменательная страница в истории нашего прихода связана с назначением в Рим в 1916 году архимандрита Симеона (Нарбекова). Отец Симеон служил в Риме более полувека, он пережил Первую и Вторую Мировые войны, крушение Российской Империи, фашизм, послевоенную разруху, тяжелейшее положение наших эмигрантов. Сам, часто находясь в скорбных обстоятельствах, батюшка Симеон, по свидетельству прихожан, всегда оставался примером истинного христианина для всех. Церковная община прихода при начале служения о. Симеона состояла «преимущественно из старых аристократов-монархистов». В приход как почетный член вошла и первая Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна, много помогавшая русскому храму в Риме.

В 1966 году в Рим, на Свято-Никольский приход, из Лос-Анджелеса назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской духовной семинарии. После государственного переворота, случившегося в России в октябре 1917 года он воевал в частях Добровольческой армии. Покинув Россию в 1920 году, молодой Виктор нес послушание псаломщика и регента при посольских храмах в Константинополе и Риме. После принятия в 1929 году священного сана о. Виктор служил на приходах Франции, Бельгии, Голландии, США. В Риме митрофорный протоиерей Виктор Ильенко служил до 1984 года, встретив здесь свой 90-летний юбилей, он был почислен на покой. Современному православному человеку в России отец Виктор более знаком как автор широко издающейся сегодня книги «Жития святых для детей».

Как мы говорили уже выше с 1987 по 2004 года настоятелем нашего храма был протоиерей Михаил Осоргин. В сентябре 2004 года в связи с необходимостью проведения курса лечения и постоянным пребыванием вне Италии о. Михаил был назначен почетным настоятелем прихода, а новым настоятелем храма стал архиепископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ныне руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. В этот период (2004-2007 гг.) попечением и трудами нового настоятеля прихода был совершен капитальный ремонт здания храма, прилегающего дома и церковной территории.

Графиня Мария Александровна Ферзен

— Остались ли сегодня среди ваших прихожан потомки первой волны русской эмиграции? Можете рассказать о каком-то известном представителе?

— Да, сегодня среди наших прихожан есть потомки представителей «первой волны» русской эмиграции, это графини Мария и София Александровны Ферзен. Мария Александра после рождения в Риме, в сентябре 1933 года была крещена в нашем храме архимандритом Симеоном (Нарбековым), восприемницей у новокрещенной была — Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна (старшая дочь Императора Александра III, родная сестра святого страстотерпца Государя Императора Николая Александровича). Мария Александровна принадлежит к древнейшему дворянскому роду, представители которого уже восемь столетий служат при Королевских дворах Европы. Предки графини Марии Александровны служили при дворе Российских Императоров из рода Романовых. Долгие годы Мария Александровна трудилась при нашем храме, исполняя разные ответственные послушания. На большие праздники из Флоренции в наш храм старается приезжать графиня София Александровна Ферзен, старшая сестра Марии Александровны.

(Продолжение следует)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале