Война и Церковь

29 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылась выставка «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». Корреспонденты «ТД» побывали на открытии экспозиции.

Церемония открытия проходила на площадке перед залом Славы. Пока собирались гости и журналисты, приглашенные певчие исполняли пасхальные песнопения, так что огромное пространство музея, казалось, было наполнено их голосами. Среди пришедших на выставку были не только взрослые - ветераны, священники и многие другие, но и школьники.

Что же необычного в этой экспозиции?


Во-первых, тематика. Как сказал в приветственном слове директор музея В.И. Забаровский, Церковь в годы Великой Отечественной войны - это «сложная и не всегда освещаемая, даже закрытая тема». Кому из нас рассказывали об этом в школе? Многие ли имеют хоть какое-то представление о том, что происходило в годы войны с православными священниками и верующими? Организаторы экспозиции, несмотря на то, что материалов, как они признались «ТД», было не очень много, постарались дать об этом наиболее полное представление.

На выставке в фотографиях и подлинниках документов и телеграмм перед нашими глазами проходит история Церкви в годы войны.

Бархатный, тягучий, как мёд, голос диктора Левитана объявил о начале войны. И уже к вечеру местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий составил свое послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Мы видим и отпечатанное на машинке послание, и саму печатную машинку митрополита.

 

Первые годы войны - время наступление немецких войск, оккупации территорий СССР. Как вели себя гитлеровцы по отношению к верующим? С одной стороны, на фото - известные любому школьнику зверства фашистов: разрушенные деревни, разбомбленные храмы (например, Ново-Иерусалимский монастырь, который не так давно стали восстанавливать). А вот небольшая темная фотография: трупы людей, замученных на солее одного из подмосковных храмов. Между фотографиями висит интересная картина: фашисты с озверевшими лицами направляют автоматы на стоящих перед ними крестьян. Мужчина и женщина прижимают правые руки к левой стороне груди, словно перекрестившись. Под картиной, свидетельствующей о вере крестьян, - слова И.В. Сталина: «Мы заставим немецких преступников держать ответ за все их злодеяния!»

Наряду со всем этим на одном из стендов мы читаем историческую справку о том, что кое-где немцы были лояльны к верующим. На самом деле, они хотели сделать так, чтобы в каждой деревушке была своя «религия», свой местный, закрытый для других деревень, сел и городов «культ». Это бы разобщило народ и потом позволило бы фашистам быстрее победить Советский Союз и установить единую «религию» Рейха.

                                                                                                                      

Отношение Советского правительства к Церкви тоже, увы, не было однозначным. Сначала многие приходы были закрыты, но, как свидетельствуют представленные на выставке документы, священники продолжали окормлять прихожан и не покидали своих приходов даже после начала наступления немецких войск.

Война продолжалась, и советские граждане  вспомнили, что единственный, на кого они могут надеяться, - это Бог. И люди пошли в храмы. На фотографиях поток людей, входящих в притвор храма: бабушки в ветхих платках, женщины с корзинами, молоденькие девушки с непокрытыми головами, немного мужчин. Сосредоточенные, серьезные, усталые, они идут в единственное место, откуда можно ждать помощи. Понимая, что армии нужны средства, христиане собрали на нужды армии огромную по тем временам сумму - 300 миллионов рублей! Чтобы победить фашистов, нужна была техника. И верующие снарядили эскадрилью самолетов имени Александра Невского и танковую колонну имени Димитрия Донского. На фото мы видим,  как они передают танки советским солдатам.

 

Вот встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в Кремле 4 сентября 1943 года. Вот Архиерейский собор 8 сентября того же года, на котором Сергий был избран патриархом. Фотографии молебнов и служб, в том числе в Казанском соборе блокадного Ленинграда.                                                          

А вот документы иного рода: прошение одного священника о том, чтобы ему разрешили шефство над госпиталем (не окормление, а именно шефство: право оказывать материальную помощь, ухаживать за больными, помогать персоналу) и - отказ с предписанием чиновникам в будущем не допускать священнического шефства, за которым может скрываться распространение религии.                   

Тем не менее, на одном из соседних стендах мы видим свт. Луку Войно-Ясенецкого, окруженного ранеными и медсестрами. Когда началась война, святитель Лука находился в ссылке. Будучи прекрасным хирургом и понимая, что  его знания и умение не должны пропадать, он написал прошение о том, чтобы на время войны ему разрешили оперировать и лечить людей, а после окончания войны он готов вернуться обратно в ссылку...                                                            

Выставка рассказывает не только о Церкви в годы Великой Отечественной войны, но и об отношениях между Церковью и Вооруженными силами современной России.

Наверно, главная ценность выставки в том, что, наконец-то, мы можем узнать правду о войне, правду о том, где была во время войны Церковь. Экспозиция восполняет недостающие знания. Например, где можно было в СССР прочитать о том, что отец маршала Василевского был священником и, скорее всего, именно христианский пастырь воспитал в сыне качества выдающегося полководца? И так ли часто мы слышали и читали о том, что И.В. Сталин благодарил верующих за помощь армии и обращался к своим согражданам «братья и сестры»?                                                             

По словам священника Владимира Соловьева, эта выставка - «еще один цветочек в пышном букете пасхальных торжеств».

Планируется провезти эту экспозицию по городам-героям бывшего СССР и, возможно, устроить экспозицию в культурном центре Императорского Православного общества в Палестине.

Фотографии Александра Болмасова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале