Воскресение Христово

Столкновение с воинами в Гефсиманском саду, суд, крики толпы «Распни, распни его!», страдания на кресте,  разодравшаяся завеса Храма, «Боже Мой, Боже Мой! Для Чего Ты Меня оставил?» - и вдруг кроткие женщины, которые на рассвете идут к скале близ Голгофы и несут «ароматы».

            Евангельские главы о Воскресении Спасителя - как мирное утро после разыгравшейся ночью бури. После тьмы, которая «сделалась по всей земле» и разодравшейся храмовой завесы, мы видим освещающиеся лучами восходящего Солнца окрестности Иерусалима. После кричащих озлобившихся иудеев и насмехающихся солдат мы видим печальных и заботливых женщин, ангелов в белоснежных одеждах и, наконец, воскресшего Господа.

             Матфей, Марк, Лука и Иоанн неодинаково описывают день Воскресения Иисуса Христа. Епископ Кассиан (Безобразов), стремившийся согласовать рассказы четырех евангелистов, пишет, что сделать это невозможно. По его словам, это «свидетельство о том, что тайна Воскресения... не может быть выражена человеческим словом». Потому-то о самом главном событии в истории человечества мы и не можем прочитать. Зато можем увидеть, как оно отразилось на тех, кто оказался у Гроба Господня и встретился со Христом после Воскресения.           

         «Радуйтесь!»

            Первыми ко Гробу Господа идут женщины. Еще далекие от высоких богословских мыслей, от правильного понимания древних пророчеств и слов Христа, они направляются ко Гробу, чтобы сделать обычную после погребения вещь - помазать тело покойного маслом. По дороге они говорят о том, как бы им отвалить от двери гробницы тяжелый камень - и неожиданно видят, что камень уже кто-то откатил. Неужели кто-то украл тело их учителя? Они торопятся  войти в  гробницу и видят внутри самых настоящих ангелов!

            - Жена! Что ты плачешь? - участливо обращаются ангелы к Марии Магдалине, и она, не удивляясь, делится с ними своим горем:

           - Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

             И в этот момент что-то изумляет ангелов, так что меняется выражение их ликов.  Мария оборачивается, чтобы узнать, что происходит у нее за спиной, и видит незнакомого человека.

            - Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? - спрашивает этот неслышно подошедший к гробнице человек, и она рассказывает ему о своем горе. Мария не зовет незнакомца в гробницу, не говорит ему: «Пойди, посмотри, там ангелы в сияющих одеждах!». Пропавшее тело Учителя - вот что больше всего заботит Марию. И если ты, господин, взял это тело, чтобы отдать его иудеям или, наоборот, спрятать его от них, отдай его мне!

            Потом Мария вспоминает, что в гробнице сидят ангелы и, наверное, знают, где лежит тело Спасителя. Она оборачивается к ним - и слышит голос Христа.

             Теперь она узнала Его! Она хочет прикоснуться к Нему, Которого считала умершим, пасть у Его ногам, но Он запрещает ей:

 - Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди  к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу Вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

            Что это за запрет? Почему нельзя прикасаться к ногам воскресшего Спасителя, о котором мы читаем у Евангелиста Иоанна?

            Евангелист Матфей пишет, что женщины ухватились за ноги  Иисуса Христа. Они были очень раду тому, что снова могут говорить с Учителем и общаться с Ним, как прежде! Вот только «как прежде» было уже невозможно. И именно об этом говорит Спаситель. Христос «сделался по плоти гораздо совершеннейшим», как пишет Иоанн Златоуст, и готов взойти на небо. «А кто готов уже отойти на небо и не будет более обращаться с людьми, на того уже не следовало смотреть с такими же мыслями, с какими смотрели прежде».

            После воскресения Христос приветствует женщин словом «Радуйтесь!», и посылает их возвестить о Воскресении апостолам.

        «Мир вам!»  

            Когда женщины рассказали ученикам о Воскресении, те не поверили им. После суда и казни ученики Христа были подавлены. Они не знали, что делать и боялись иудеев. Услышав рассказ женщин, Петр и Иоанн побежали к гробнице. Петр  заглянул внутрь и очень удивился: тело Учителя исчезло, а пелены, которыми оно было обвито при погребении, были сложены, причем плат с головы покойного лежал свитый на другом месте.

            Все были обескуражены пропажей тела Христа. Лука и Клеопа, которых воскресший Христос встретил на пути в Эммаус, по замечанию Свт. Феофилакта Болгарского, «были в сильном колебании мыслей, ни слишком не верили, ни слишком верили».

            Они шли из Иерусалима, рассуждали о том, что произошло, и не могли решить, кто же такой был Иисус Христос. Господь «удержал их глаза», так что, встретившись с Учителем в дороге, они не Его.

- Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о произошедшем в нем в эти дни? - спрашивают они главного участника этого «произошедшего» и, рассказывая, называют Христа «пророком» и «Тем, Который должен избавить Израиля», по всей видимости, от римского владычества. При этом они помнят о трехдневном Воскресении и говорят своему спутнику, что вот, «уже третий день ныне» и именно в этот день женщины изумили их рассказом о явлении ангелов и пропаже тела  Учителя.

Сам  Господь в дороге изъясняет им пророчества о Себе, но, по Его воле, они узнают Его лишь спустя некоторое время за трапезой - и Он становится для них невидим. Опомнившись, Лука и Клеопа спешат в Иерусалим к оставшимся там апостолам, чтобы рассказать о явлении Господа.

             Вечером ученики Христа собрались вместе и заперлись в доме, чтобы спрятаться от иудеев. Они еще боятся тех, кто предал смерти их Учителя - и внезапно посреди них является Христос.

            - Мир вам! - первые слова, которые Господь говорит одиннадцати апостолам после Своего Воскресения.

            Почему женщинам - «Радуйтесь!», а апостолам - «Мир вам!»? Иоанн Златоуст объясняет, что апостолы «имели непримиримую брань с иудеями». «Женам Господь благовествует радость, так как женский пол был в печали и на печаль осужден был первым проклятием. Таким образом Он, совершенно прилично, мужам благовествует мир - по причине брани, а женам радость - по причине печали. Уничтожив все, что было поводом к скорби, Христос далее говорит о благотворных следствиях креста. Таким следствием был мир. Значит все препятствия теперь отстранены, Христос одержал блистательную победу, и все приведено к вожделенному концу», - пишет Иоанн Златоуст.  

            Сказав о том, что посылает апостолов на проповедь, Христос дунул со словами «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, простятся; на ком оставите, оставятся».  Толкователи Нового Завета пишут, что этим Он ещене сообщил им Святого Духа, а приготовил их к Его принятию, сказав «примите», после, в будущем.

«И пронеслось слово сие между иудеями...»

            Не только ученики Христа узнали о том, что произошло в гробнице. Как пишет Евангелист Матфей, когда ангел откатывал камень от входа в гробницу, «сделалось великое землетрясение». Естественно, воины, которые сторожили гроб от учеников Христа, обнаружив, что тела в чудесно открытой гробнице больше нет, поспешили рассказать об этом иудеям, которые наняли их охранять гроб.

            Первосвященники и старейшины по-прежнему не хотели принимать слова о том, что Иисус Христос - это Мессия, воплотившийся Бог. Вместо того, чтобы благоговейно, со страхом и трепетом удивиться исчезновению тела через три дня после казни и раскаяться в своих поступках, они, словно слепые, продолжают свою линию действий.

            Если Иисус Христос - мятежник, да еще и не оправдавший надежд на избавление от римского ига, да еще и дерзнувший назвать Себя Сыном Бога, то и ученики Его - обманщики и воры. Иудеи дают воинам денег, чтобы те распустили слух о том, что апостолы ночью, пока стражники спалим, пришли и украли тело Иисуса Христа. И стражники, взяв деньги, не постыдились фактически объявить всем о своей халатности и непрофессионализме!

            И, как это ни горько звучит, многие потомки Авраама, те, кому вверено было Слово Божие, поверили лживому слову стражников, «и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня».

       Значение воскресения

            Епископ Кассиан (Безобразов) пишет, что Воскресение Христово было явлением иного бытия. Преобразованное после Воскресения тело Господа становится другим. Оно не обычное, «душевное», а новое,  «духовное», как напишет апостол Павел в 15-й главе Послания к Коринфянам. Оно принадлежит иному бытию, которое будет уделом людей после всеобщего воскресения. Воскреснув, Христос открыл людям возможность будущего воскресения,.

            Исторически Воскресение Христа - это начало жизни апостольской Церкви. Увидев воскресшего Учителя, апостолы перестали бояться иудеев.  Теперь они бесстрашно пребывали в Храме, среди иудеев, и ждали сошествия Святого Духа.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале