Куда поехать летом: прекрасный Палеостров

Если краше Русского Севера для вас ничего нет, и если отдых для вас — это тело- и душеполезный (умеренный) труд, то ближайшим летом можно отправиться в Карелию, на Онежское озеро, в укромный северный монастырь на Палеострове.
 

«Татьянин День» давно дружит с добровольческим молодежным объединением «Реставрос» . Коротко говоря — «Реставрос» — это возможность найти единомышленников и уехать с ними туда, «куда не ходят поезда». Шутка, конечно. Но добровольцы реставроса действительно избегают проторенных туристических маршрутов — и правильно. Ведь так интереснее.

Говорят, в Карелии очень красиво, говорят там хорошо отдыхать, а еще лучше по-настоящему пожить там какое-то время наедине с удивительной северной природой. Здесь что-то происходит, наверное, с каждым из нас, мы как-то меняемся и более глубоко и тонко чувствуем окружающий мир. Настоящая отрада или, по-церковному, «утешение» для нашей затравленной и затюканной московским бытом души.

 

Я давно слышал об этой северной красоте, давно мечтал поехать, но смог осуществить сию заветную мечту только в прошлом году. Вопрос куда именно ехать в Карелию (особенно впервые) отпал сразу. Главная её жемчужина — это все-таки бескрайняя Онега. А вот куда на Онегу, где Онега «самая-самая», думал я, и сразу вспоминались Кижи и иже с ним. Но это какой-то уже заезженный лейбл что ли, а хотелось, как и всегда: чего-то неизведанного, неизследованного, быть первооткрывателем... В итоге так все и вышло, поскольку ехал я вообще наобум — туда не зная куда, увидеть то, не знаю что.

Желание побывать на Онеге утвердилось в прошлом году, после знакомства с бывшим поваром Муромского монастыря (тоже на Онеге), а ныне поваром Кирилло-Белоезерского монастыря. Он то мне и рассказал что, дескать, есть древний монастырь на острове в Повенецком заливе, в красивейшем месте, о котором мало кто знает.

 

И вот мы покупаем с мамой чуть ли не последние два билета на мурманский проходящий поезд, приезжаем в Модвежью гору, вот мы через два часа езды на автобусе стоим в селе Толвуя и теперь надо как-то добираться до острова. Но как, ведь метеоры туда не ходят...

В общем, вняв советам всех местных бабушек идем на пристань и... бывает же такое — находим на берегу наместника этого монастыря о. Иоанна, мирно стерегущего корм для рыбы (они разводят на острове форель — порядка 12-ти тысяч особей, чем, собственно, и зарабатывают). Слово за слово и я понимаю, что передо мной человек простой, очень деятельный и быстро идущий на контакт. Где-то подсознательно я начинаю чувствовать, что с ним, при его деловитости и активности у рестовраторов могло бы многое получиться. Ведь зачем мы ездим в трудовые смены? Осмелюсь предположить, что не только восстанавливать здания храмов и монастырей, хотя и это безумно важно, но ради того, чтобы восстановить храм души своей, на который часто покушается суетливая городская жизнь.

 

На этом острове есть все для созидания нашего храма души: и разрушенный монастырь (от которого остался только один корпус), и фантастическая красота серной природы, и «большая вода» Онеги (кому рыбалка, кому грибы да ягоды, а кому просто отдохновение души). Наместник монастыря сам бывший москвич, поэтому он, в общем-то, хорошо понимает, как сильно нам не хватает природы и обещает восполнить это (например катанием на катере по соседним островам, могут быть и Кижи). Но это уже вопрос будущего лета, ведь все дело стоит за нами — захотим ли мы почувствовать и увидеть красоту Онеги, почувствовать дыхание жизни северной Руси.

Что касается самого Палеостровского монастыря, то первое упоминание о нем относится к XV веку, времени его основателя прп. Корнилия Палеостровского. Не раз монастырь подвергался разорению, были времена расцвета и упадка, так что к нашим дням осталось очень мало — один братский корпус с домовым храмом, два деревянных дома (в одном из них крохотный храм, где-то три на три метра и трапезная, в другом братские кельи).

 

Есть еще один храм, который пережил первые годы советской власти, но во вторую мировую войну его взорвали финны, захватившие остров, и сделали из него опорный пункт своей артиллерии, так что от храма осталась только половина алтарной стены. Недавно появились новые постройки: прошлым летом построили маленький братский корпус, в котором если и будет тесновато, то все-таки могут разместиться на полу до 30 тружеников. При мне летом приступили к закладке фундамента для нового деревянного храма.
Если в двух словах рассказать о предстоящих работах, то первоочередная задача — раскопать и расчистить братский двухэтажный корпус, завалы битого кирпича и сгнивших перекрытий. Это работа не на одну смену.

И, напоследок, о самом остове. Название Палеостров, как мне объясняли, происходит от названия маленькой и редкой рыбки Палей, которая со всей Онеги ходит нереститься к этому месту. Сам остров почти везде каменистый (наподобие Валаама, хотя намного меньший по размерам), есть свои скалы, может быть, не такие высокие как на том же Валааме, но от этого не менее красивые, хвойный лес и, наконец, самое главное... его величество ШУНГИТ. О его природных волшебных свойствах слышали наверное все, так вот, на этом острове он почти везде, такое ощущение будто остров полностью из него и состоит: на берегу вместо гальки шунгит, копаешь яму, так и там этот шунгит, так что куда ни глянь...

 

Кстати, по подсчетам ученых, возраст шунгита почти два миллиарда лет. Внешне он похож на каменный уголь, но залегает в очень древних пластах земной коры, сформировавшихся тогда, когда на Земле не было ничего живого.
Одним словом место очень своеобразное и интересное, конечно же каждый найдет в нем что-то своё.

Подробная информация о поездке Реставроса на Палеостров здесь: http://vkontakte.ru/topic-563351_17139153

Читайте также:

«Планета добровольцев» — интервью с руководителем «Реставроса» Константином Лобачевым: часть 1 и часть 2

«Дивные люди и дивные горы» — о поездке Реставроса в Дивногорье: часть 1 и часть 2

Страница Реставроса в Контакте: http://vkontakte.ru/club563351

Впервые опубликовано 9 апреля 2009 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале