Митрополит Волоколамский Иларион: Ректор учебного заведения должен знать своих студентов в лицо

1 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, провел встречу с учащимися ОЦАиД. Владыка рассказал о том, какой работы и каких диссертаций ждет от студентов, ответил на вопросы и поделился с «Татьяниным днем» впечатлениями от встречи.

В подклете храма Черниговского подворья, который относится к Общецерковной аспирантуре и докторантуре, светло и прохладно. В зале – два-три десятка магистрантов и аспирантов ОЦАиД. Лишь трое из них – девушки, остальные – молодые ребята, а то и вовсе диаконы и священники.

- Батюшек у нас учится немало, - поясняет одна из магистранток.

Сегодня с учащимися встретится ректор ОЦАиД, митрополит Волоколамский Иларион, так что у них будет возможность задать ему любые вопросы, связанные с учебой, что-то выяснить по поводу научных работ или просто взять благословение. Наверное, не будет ошибкой сказать, что далеко не в каждом вузе студенты могут вот так вот пообщаться с ректором. Стремление к диалогу с учащимися – большой «плюс» Общецерковной аспирантуры.  

Открывая встречу, митрополит Иларион пожелал своим подопечным прежде всего хорошей учебы. Еще бы: это главное, ради чего была создана Аспирантура. При этом он поясняет, что магистранты и аспиранты – люди достаточно взрослые, и главное, что от них требуется – развить в себе навыки самостоятельной работы с материалом.

- Никакие учебные курсы не смогут собой подменить самостоятельную работу. Если, например, вы ходите на курс языковой, то каким бы он ни был интенсивным, все равно самый большой прогресс будет  в том случае, если вы будете заниматься самостоятельно, то есть читать на языке литературу, писать, слушать передачи и так далее.  Поэтому сразу хочу сказать: не ограничивайтесь только учебными курсами, старайтесь заниматься сами!

Цель Аспирантуры – подготовить хорошего специалиста, который сможет вести качественную научную работу.  

- Задача, которую мы перед собой ставим в нашем учебном заведении – не просто дать вам какую-то сумму сведений, а помочь вам научиться самостоятельно работать с научным материалом, приходить  самостоятельно к научным выводам и чтобы каждый из вас в конечном итоге стал исследователем с высокой квалификацией, - говорит владыка.  

Аспирантура как место, где можно выучить иностранные языки, устроиться на интересную стажировку и прослушать качественные лекции привлекательна для многих. Но важно понимать, что прежде всего ОЦАиД связана с Русской Православной Церковью.

- Хотел бы всем вам напомнить, что наше учебное заведение является церковным учебным заведением, - отмечает митрополит Иларион. - Поэтому мы прежде всего рассчитываем на то, что вы в дальнейшем  по окончании учебного заведения будете служить Церкви. Служить Церкви можно в разных качествах – в качестве священника, в качестве преподавателя богословия, в качестве преподавателя других дисциплин. Самое главное – чтобы вы связывали свое будущее с Церковью и чтобы именно служение Церкви мотивировало вас на учебу и на успехи в учебе.  

Церковное служение – в том числе и для мирянина – и вообще церковная жизнь неразрывно связана с участием в богсолужениях.

- Хотел бы, чтобы вы все регулярно участвовали в богослужениях или на Черниговском подворье, или в храме в честь иконы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, или в приходах, где вы несете свое служение, чтобы вы не пропускали этот очень важный аспект в предстоящие годы вашего обучения, - отметил владыка.

После краткого вступительного слова студенты получили возможность задать вопросы. На минуту в зале воцарилась тишина – никто не решался, кажется, скорее ожидали каких-то слов от самого митрополита Илариона. После небольшой паузы последовал первый вопрос.

Вопросы задавали самые разные: о недавней поездке митрополита Илариона на Урал (владыка ответил в нескольких словах и обратил внимание на то, что нынешняя встреча организована, чтобы задавать вопросы именно по учебе в Аспирантуре), об отношениях с англиканской Церковью (один из студентов пишет работу по этой теме), об учебных курсах, требованиях к диссертациям, возможности организации библиотеки и так далее.

Отвечая на один из вопросов по поводу того, что студенты «изголодались» по общению с ректором и хотели бы говорить с ним чаще, владыка остроумно заметил, что есть некоторые планы по поводу студентов, «изголодавшихся» в прямом смысле слова: с ближайшими к Аспирантуре ресторанами и кафе ведутся переговоры о том, чтобы на льготной основе они предоставляли питание учащимся ОЦАиД. Более того, возможно, что некоторую часть расходов на обеды будет компенсировать сама Аспирантуры.

По поводу организации библиотеки митрополит заметил, что, к сожалению, в ближайшее время не удастся организовать помещение, подходящее для хранения книг, поэтому Аспирантура будет обеспечивать доступ к книгохранилищам церковных и светских библиотек, в частности, библиотеки Московской духовной академии.

О церковном служении спрашивали, что делать тем учащимся мирянам, которые не имеют навыка церковного чтения или пения. Владыка отметил, что это – существенный пробел, который надо срочно восполнять.

Естественно возник вопрос о темах будущих работ.

- Я бы хотел, чтобы ваши диссертации имели какую-то пользу для нашей церковной жизни, не были чисто теоретическими, - заметил митрополит Иларион. - Очень важно, чтобы тема была правильно сформулирована, так, чтобы уровень диссертации соответствовал объему материала. Если это магистерская диссертация, это одни объем, если кандидатская – другой, докторская – третий. Кроме того, когда вы уже пишете диссертацию, вы должны с самого начала четко понять и разъяснить читателю, что вы хотите этой диссертацией доказать.  Если этого не будет, вы можете написать 100 страниц, а читатель, в том числе тот, который ее будет оценивать, не поймет, для чего вы это писали. Мой учитель в Оксфорде, митрополит Каллист, говорил о лекции (но это относится и к написанию работ), что необходимо сделать три вещи: сказать людям, что вы им что-то скажете, потом это сказать, а после – сказать, что вы это сказали.  Каждая диссертация должна быть построена по такому плану.

Он также отметил, что на магистерском уровне допускается значительный уровень компилятивности и опоры на выводы других исследователей, докторская же диссертация должны быть самостоятельнымисследованием, разумеется, учитывающим опыт предыдущих исследований по выбранной теме.

Студенты просили митрополита Иларион отслужить литургию на Черниговском подворье, и тут же, проверив свое расписание, владыка сказал, что возглавит литургию 3 октября, в престольный праздник – день святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора.  Встречу назначили на 8.45, Божественную литургию – на 9 часов утра.

***

О встрече было интересно поговорить с самим митрополитом Иларионом.

- Владыка, для чего Вы решили провести встречу со студентами? Каких результатов ожидаете от этого общения?

- Я думаю, что ректор учебного заведения должен знать своих студентов в лицо, должен знать, чем они живут, что их беспокоит, для того чтобы реагировать на озабоченность учащихся, на их проблемы, чтобы с учащимися всегда была обратная связь.

Профессорско – преподавательская корпорация не должна превращаться в закрытую корпорацию. Она должна очень чутко реагировать на запросы и настроения студентов. Думаю, что польза от таких встреч заключается именно в возможности интерактивного общения, возможности что-то сказать студентам, настроить их на рабочую волну и ВТО же время услышать, что их волнует и беспокоит.

- Если бы Вы сейчас в качестве студента присутствовали на встрече с ректором, каким образом использовали бы эту возможность, какие вопросы хотели бы задать?

- Если бы я был на месте только поступившего студента, я бы в первую очередь поставил вопрос о том, как правильно работать над диссертацией и что руководство учебного заведения ожидает от научных работ,  и такой вопрос был поставлен. Как я уже ответил сегодня, мы ожидаем, прежде всего, что наши студенты будут учиться самостоятельному исследованию. Мы ставим перед собой задачу не столько дать сумму каких-то базовых знаний – потому что предполагается, что такие базовые знания они уже получили на предыдущих этапах учебы – а именно научить их самостоятельно работать с материалом и заниматься самостоятельными исследованиями для того, чтобы их вклад в науку был реальным вкладом, а не просто компиляцией того, что уже было сказано кем-то другим. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы темы диссертаций,  по крайней мере в своей абсолютном большинстве, были связаны с нашей реальной церковной работой и церковной жизнью, то есть чтобы это было не сухое оторванное от жизни  академическое богословие, а то богословие, которое принесет нам реальную пользу в нашей церковной жизни.

- Не кажется ли Вам, что обстановка во время встречи была несколько скованной? Кажется, студенты не столько стремились задать вопросы, сколько ждали каких-то слов от Вас.

- Очень многие вопросы студенты предпочитают задавать в личном порядке. Как вы видите, как только закончилась встреча, они начали подходить по одному и задавать вопросы о том, что у них наболело.

Фотографии Василия Терещенко.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале