Основное внимание уделено развитию славянско-русских представлений о красоте, возвышенном, божественном свете, аскетическом и художественном опыте постижения Универсума, пониманию искусства и книжной культуры древними русичами; древнерусскому восприятию литургической жизни, синтезу искусств в православном богослужении, осмыслению чудес, видений, знамений; нравственно-этическому идеалу человека, сформировавшемуся в Древней Руси. Видное место занимает анализ принципов софийности, символизма, каноничности, духовности средневекового искусства и древнерусской книжности. Особое внимание уделено изучению богословия, эстетики, художественного языка и сакрального смысла русской иконы: «умозрению в красках» крупнейших иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского. С XVI в., но особенно в XVII в. на Руси появляются уникальные теоретические трактаты по теории иконописи, музыке, словесному искусству, зодчеству. Они тщательным образом анализируются в монографии.
Рассчитана на специалистов в области древнерусской культуры, студентов и аспирантов гуманитарных факультетов и всех заинтересованных читателей. Издана в серии «Российские пропилеи». |