«Друг друга тяготы носите...» : жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва

14 сентября в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация двухтомника «Друг друга тяготы носите...» : жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва». Книга была подготовлена к 120-летию со дня рождения священномученика и Сергия и 70-летию его мученической кончины. Предлагаем вам отрывок из новой книги – одно из писем священника, написанное осенью 1930 года.

Письмо пятое

 

Отцы мои!

Господа ради друг от друга не разлучайтеся,

поелику ныне, в пребедственное время,

мало найти можно, дабы с кем по совести

и слово-то сказать.

 

Феодор Свирский

Детям моим, вкупе пребывающим и в рассеянии находящимся, в день преподобного Сергия, семейного праздника нашего, шлю благословение Господне.

Никогда не забыть мне проводимых с вами дней памяти моего угодника Божия. Они положены в основу моего устроения, останутся навсегда для меня как дни исключительной пастырской радости и сугубо переживаемой пастырской скорби.

Маленький ручеек любви моего тесного, не изведенного на широту сердца едва струился в течение года вам навстречу; вы же, родные мои, в эти дни буквально заливали меня могучим потоком сердечной теплоты. Бережно сохраняемая, она и сейчас согревает мое охладевающее в одиночестве сердце. Как благодарю теперь Господа, пославшего вас на пути моем!

Помню, как смотрел на вас, отовсюду ко мне собравшихся, — сколько среди вас людей, одаренных дарованиями духовными, сколько преуспевающих в своем делании. Все вы несете совершенно исключительный подвиг ответственного служения Христу в труднейших жизненных условиях, с непрестанным пребыванием в храме Божием.

А я, последний из иереев Божиих, живущих и имеющих когда-либо жить, и я оказываюсь пастырем вашим; ко мне приходите вы с таким благоговением и такою любовью. Чувствовали ли вы, что мне, всегда за счастье считавшему пребывание с вами, в этот день хотелось убежать от вас, скрыться от всех полных любви взоров, отовсюду на меня направленных? Обличаемый каждым вашим благодарным словом, каждой приносимой просфорой, стоял я, бывало, в великом смущении и сознании своего ничтожества. Это была моя, внутри переживаемая, глубокая покаянная скорбь. Вместе с ней и радость наполняла мою душу.

Я видел свою семью, несущую единые усты и единое сердце к отцу своему, хотя и не начавшему еще пути покаяния, хотя по лености души и многосуетности жизни не приступившему еще как должно к обновлению своего сердца, но все же к отцу своему родному, в котором дети нашли святое, близкое, дорогое; к отцу, которого они понимают и который старается их понять. Это был праздник семьи. В душе по-особенному звучали слова степенна отца студитов преподобного Феодора: «Се, ныне что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе, в сем бо Господь обеща живот вечный». Наступают часы, которые обыкновенно проводили мы вместе…

Осиротела семья, остался один отец! Сегодня не придете ко мне, не увижу вас, не преподам вам отеческого благословения. Земно вам кланяюсь и благодарю за ту полноту пастырства, которую дали вы мне вашею любовию. Знаю, что исполняя заповедь Господню, вы относились так к моему убожеству духовному, покрывая терпением недостатки мои. Да исполнятся над вами ее обетования: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12).

В дни душевной тоски моей по храму и сослужившим мне в нем детям моим попали мне на глаза строки старца Амвросия о кресте в жизни человеческой. Большое утешение дали они моему скорбящему сердцу. Хочу передать их вам, родные мои: «Креста для человека (т. е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца»407. Указывая себе на сердце, Батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод (см.: Пс. 1:1–3) — бурлят там воды (страсти. — О. С.408)».

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его (опять) на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, (конечно), разные, кому какие нужны».

Эти золотые слова хочется мне начертать на скрижалях сердца каждого из вас, родные мои. Носите их в себе. Чаще заключайте в них свой ум, перейдут тогда они в вашу совесть, и увидите в ней, в домашнем судилище вашем, почему поднялся на почве сердец ваших личный ваш крест, каковы исходища вод, произрастившие страдания в нашей покаяной семье.

Вот уже скоро год, как отец ваш не совершает Божественной литургии, скоро год, как отдален он от душ ваших. Верую и исповедую, что на грехах моего сердца вырос этот крест, стараюсь теперь найти, при исходищах каких вод израсло сие спасительное для меня древо. Пересматриваю всю свою жизнь от юности до настоящего дне и часа и особенно дни священнического служения. Прошу вас, окажите любовь, помогите мне в этом великом для меня деле — переоценке моей жизни: вы совершаете каждодневно вместе с иереями вашими Божественную литургию. Прошу вас, каждый со своего места за проскомидией не забудьте поминать и мое имя.

Скоро год, как вы не имеете в среде своей предстоятеля и отца духовного, а это для многих из вас немалый крест. Умоляю вас, последуйте отцу вашему. Войдите во внутреннюю клеть (см.: Мф. 6:6) и при свете старческих слов разберите каждый жизнь свою. Найдите в ней источник нечистоты, вызвавший необходимость очистительных страданий, вам ниспосланных; пересмотрите и отношение к покаяльной семье своей — не вы ли грехами своими привели ее к разделению? Понимали ли вы по-настоящему, что такое покаяльно-богослужебная семья? Сознавали ли, как добро и красно жить вкупе с ней (см.: Пс. 132:1 (црксл.)), исполняли ли свои обязанности по отношению к ней и отдельным ее членам? Или, связанные с отцом, вы зачастую отделяли себя от семьи, не служили ей, осуждали ее, поносили ее, забывая, что это наша общая семья? Пусть самая последняя из всех семей Господних, но наша. Господь сочетал нас в ней воедино: в ней мы родились духовно, в ней воспитались, в ней купно живем, с ней, не иначе, пойдем и туда, к Богу.

Зачем мне обличать вас в чем-нибудь в день, когда душа полна вами, когда хочется вам, стремящимся духом ко мне, дать слова утешения. Пойдемте лучше к великим и Величайшему и поучимся у них отношению к духовной семье. Прислушайтесь, родные, к словам моим, которые говорю от лица Господа. Господь наш Иисус Христос, пришедший на спасение всех, Сам имел на земле покаяльно-богослужебную семью — апостолов Своих. С ними Он молится, их поучает, с ними входит в Иерусалим на страдание, с ними совершает величайшее новозаветное таинство — Свою Тайную вечерю. Апостолы, призванные Господом, связанные с Ним лично, были сразу поставлены и в отношения друг к другу. Что же преподал Он им в установление взаимных отношений?

1. Принимать семью как Божию, от руки Его им посылаемую: Не о всем мире молю, но о тех, ихже дал ecи Мне, яко Твои

суть (Ин. 17:9).

2. Пребывать в ней в единении: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecи Мне, да будут едино, якоже и Мы (Ин. 17:11); в любви: Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; якоже возлюбих вы, да и вы любите себе; о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:34–35).

3. В служении: Вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе; образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13:13–15). Но болий в вас, да будет яко мний; и старей, яко служай (Лк. 22:26).

4. В желании непрестанного с ней пребывания в сем веке и грядущем: Отче, ихже дал ecи Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною (Ин. 17:24).

Принятие семьи своей от руки Господней, пребывание с ней в единении, в любви, в смирении и, как следствие этого, венец отношения к ней — желание непрестанного купножития в ней в сем веке и грядущем — вот основы заповеданного нам пути, исполненного Самим Христом Спасителем.

Так шли и великие. Моисей, получив семью свою, народ израильский, от руки Господа, не оставляет его и в тот момент, когда карающая десница Господня поднялась для уничтожения Израиля за поклонение золотому тельцу (см.: Исх. 32:1–10 и далее). Пребывая до конца в служении народу своему, он чувствовал, что не может быть с Богом без него: Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32:32).

Павел, призванный для устроения новой Господней семьи — «народов языков», держит в своем сердце и первую — данный ему Богом от рождения Израиль. Страдая за него, апостол достигает такой высоты служения ему, что готов ради его спасения сам быть отлученным от Христа: Истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым, яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему; молил бых ся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти, иже суть израилите (Рим. 9:1–4).

Преподобный Феодор Студит в служении семье, в непрестанном купножитии с ней видит путь приобщения к вечной жизни: «Се, что добро или что красно, но еже жити братии вкупе, в сем бо (т. е. в этом житии вкупе410) Господь обеща живот вечный».

Там у Господа прекратится всякое отшельничество, там вместе в братстве Господнем соберутся служившие Ему во всякое время и во всяком месте земли нашей. Для того чтобы пребывать вкупе там, надо поучиться жить вкупе тут. Единение с семьей, любовь к ней, служение ей и желание непрестанного купножития с ней звучат в последнем тропаре 9-й песни канона, воспетого преподобным Феофаном брату своему мученику Феодору Начертанному: «Пение Владыце принося, отче, и мольбы, не престай о моей немощи, и сообитании, и братстве, яко да, вкупе поживше, улучим вкупе и обожение» —не обо мне, не о моей немощи только молюсь, но и о сообитании, с кем непосредственно вместе живу —наставнике, ближайших спостниках и о всем братстве, ибо неполнота будет там, если у Господа будем только с тобою без сообитания, даже если будем с сообитанием, но без всего братства.

Дети мои! Ведь и наша семья от Господа! Принимаем ли мы ее от руки Всевышнего? Находимся ли с ней в единении, в любви, пребываем ли в служении ей? Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце! Он изведет вас на широту и даст вам пространство. Тогда не глазами плоти, а очами сердца увидите вы собранных Господом вокруг вас чад Его, вашу семью, а в ней — наиболее близких, ваше сообитание. И запоется в вашем сердце, как бывало в день преподобного Сергия в моем: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе». «Любите семью, служите ей» — так учил нас Батюшка.

Пресвятая Владычице Богородице, святителю отче Николае, святителю отче Алексие, преподобне отче Сергие, преподобне отче Феодосие, преподобне отче Серафиме, преподобне отче Пимене, преподобне отче Феодоре, святый Алексие, человече Божий, пение приносяще Владыце, не престайте о моей немощи, о сообитании и братстве, яко да, вкупе поживше, улучим вкупе и обожение. Благословение Господне да пребудет над всеми вами!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале