Ждать смерть, как жених невесту

Человек не может не думать и не помнить о смерти как о моменте перехода в него, примерно  как,  работая над дипломом, студент не может не помнить о моменте защиты своей работы перед комиссией. А истинный христианин, говорили праведники, должен ждать смерть как жених ожидает невесту.


«Кто вступает в мир, тот уже на пути оставить его; и кто еще в матерней утробе, тот приближается уже ко гробу, чтобы вселиться там. Кто выходит на свет из матернего чрева, тот идет уже в область смерти». Так писал Преподобный Ефрем Сирин, размышляя над словами из книги Екклезиаста «И се, все суета и томление духа» (Еккл.1:14).

 

«...со всяким человеком неразлучна мысль о смерти».

 

О смерти как-то не принято говорить в светском обществе. Смерть остается как бы «за кадром» ежедневных событий. Страх смерти - страх перед неизвестным. Для неверующего человека - перед моментом, когда он обратится в ничто и все закончится после нескольких десятков лет, наполненных, по сути, бессмысленными перед этим «ничто» действиями. Иными словами, перед тупиком, которым якобы заканчивается дорога жизни.

 

Страшась смерти, некоторые стараются и вовсе о ней не думать. Вот что писал о таких людях преподобный Ефрем Сирин: «Если же кто ... в избытке покоя и благоденствия почитает себя весьма далеким от мысли о смерти, то через это не становится он вне опасности смертной, - ибо подобен больному, который притворяется здоровым и употребляет в пищу противное его недугу, думая тем преодолеть болезнь».

 Люди, которых мы почитаем как Святых, много размышляли и писали о смерти. «Да не покажется вам это страшным, потому что со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но неверующие худо ей пользуются, сетуя только о разлуке с приятностями жизни. Верующие же употребляют ее в пособие и врачевство от постыдных страстей... у нечестивых и грешных бывает одно только простое памятование о смерти. О том, что будет по смерти, они не заботятся; сетуют же только об утрате приятностей жизни и о разлуке с ними», - писал преподобный Ефрем Сирин («О памятовании смерти, о добродетели и богатстве»).

Земная жизнь - своего рода преддверие долгого посмертного бытия, смерть - своего рода вход в это бытие, ради которого, собственно, и живет человек на земле. Готовясь к этому новому бытию, человек не может не думать и не помнить о смерти как о моменте перехода в него, примерно  как, работая над дипломной работой и ожидая получения диплома, студент не может не помнить о моменте защиты своей работы перед комиссией.

 

«Обдумай стезю для ноги твоей»

«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды», - дается совет в 4-й главе Книги Притчей. Когда намечаешь маршрут путешествия или составляешь план будущей статьи,  сначала лучше всего понять, какого результата хочешь достичь. То же логично сделать при выборе жизненного пути.  «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его», - сказано в 6-й главе Евангелия от Матфея. «...простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе», - писал Апостол Павел в Послании к Филиппийцам. «Цель жизни - восхождение человека к богоподобию», - наставлял Преподобный Антоний Великий. «Цель жизни - стяжание Духа Святого», - учил Святой Серафим Саровский.

То, как человек проживет годы от рождения до смерти, определит его бытие на гораздо большее, чем земная жизнь, время. Момент смерти - это граница между разными формами жизни человека - жизни земной и жизни вечной. Отсюда, от этого понимания смерти не как конца всего, а как начала новой жизни, выстраивается понимание жизни человека на земле.

Приближается время Великого Поста. Нет-нет, да и прозвучит фраза о том, что незачем обрекать себя на лишения, лишаться удовольствия покушать жареной курочки. Дескать, один только раз живем. Помня о смерти, христианин не стремится «урвать» в жизни как можно большее количество удовольствий. Он думает о другом. «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах», - сказал Иисус Христос.    «...если бы мы были господами над всею землею и отpеклись от всей земли, то и это не было бы еще pавноценно Небесному Цаpству... Если же вся земля не pавноценна Небесам, то оставляющий небольшие поля как бы ничего не оставляет», - говорил Антойний Великий.

Чтобы приучить себя к этой другой, посмертной жизни, человек по своему свободному желанию направляет на это свои силы. Сосредотачивает свой ум, читая молитвы, отказывается от любимых блюд, чтобы быть свободным от пристрастий к определенной еде, читает Священное Писание и творения Святых отцов,  чтобы направить свои мысли в правильное русло.  

Смерть как пробуждение

Что же это за мир, в котором мы живем? И почему возникает необходимость отказаться от многих существующих в нем вещей? «Ночи подобен мир, и все события его - сонная греза, но душа погрязает в них и вводится в обман призраками. Как сновидение обманывает ночью, так мир обманывает своими обещаниями. Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди... Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто», - писал преподобный Ефрем Сирин.

Смерть как конец земной жизни является пробуждением: «Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет. От внезапного изумления приходит в ужас, содрогается и трепещет, когда обнаруживается тайное; она уподобляется человеку, пробудившемуся от сна, сокрушается напрасной печалью, что время ее протекло, как сонная мечта, мучится при виде злых дел, которые окружают ее отовсюду».

После смерти человек оказывается не готов к другой жизни. Чтобы приучить себя к этой другой, посмертной жизни, человек по своему свободному желанию направляет на это свои силы. Сосредотачивает свой ум, читая молитвы, отказывается от любимых блюд, чтобы быть свободным от пристрастий к определенной еде, читает Священное Писание и творения Святых отцов,  чтобы направить свои мысли в правильное русло. 

Смерть как радость

            Умирает дома прабабушка, гибнет в аварии друг... Смерть близкого - это горе, которое разрывает сердце. Слезы, скорбь,      организация похорон. Однако почему горе? Мы скорбим не только оттого, что обрывается жизнь человека и он оказывается лишен радостей, долгожданного исполнения мечты  и так далее. Бывает невыносима мысль о том, что он никогда больше не будет снами рядом, что мы не возьмем его или ее за руку, не услышим в трубке родной голос.       

            А что же творится спокойным? Он же ведь не уходит «в никуда»,  а отправляется на долгожданную встречу с Богом. Тут бы радоваться надо о том, что  она, наконец, состоялась, о том,  что прекратилась ежедневная борьба с грехом. «Смерть праведных есть конец борьбы со страстями плоти»,- писал Преподобный Ефрем Сирин в одном из «Надгробных песнопений». Да, на земле мы больше не встретимся с нашим близким. Но «           с нами пребывает душа праведных, потому что слово их - с нами. Как живые, вещают они нам в своих уставах и учениях. Душа их живет и мыслит; Творец блюдет ее в Едеме, а тело их хранится в земле; до возвращения вверено оно ей, как залог», - писал Преподобный Ефрем.

            И наша задача - позаботиться об этом залоге, устроить для него христианскую могилу, пусть без дорогого надгробия, но обязательно со вкопанным в землю крестом. И душе его мы можем помочь - помолиться о ее упокоении.

 

      «Что же, скажешь, разве человеку можно не плакать?, - размышлял Святитель иоанн Златоуст. -  Да я и не воспрещаю этого; я воспрещаю только терзаться, плакать неумеренно. Я не зверь и не бесчеловечен... Не возможно не печалиться. Это сам Христос показал, потому что прослезился над Лазарем. Так и ты поступай: плачь, но тихо, но благопристойно, но со страхом Божиим. Если так будешь плакать, то это будет знаком не того, будто ты не веруешь воскресению, но того, что для тебя тяжела разлука. Ведь мы плачем и о тех, которые отправляются в дорогу и разлучаются с нами; но - не так, как отчаивающиеся. Так и ты, плачь. Как бы провожал отходящего в чужую сторону... деле если умерший был грешник, и много оскорбил Бога, в таком случае должно плакать, или лучше - не плакать только, потому что отсюда для него нет никакой пользы, но и делать то, что может принести ему некоторое облегчение, милостыню и приношения. А впрочем и в этом случае нужно радоваться, потому что у него отнята возможность грешить. Если же - праведник, то еще более должно радоваться, потому что он находится в безопасности, и уже избавился от неизвестности будущего».

 

            Смерть как сон. Немного о словах

 

            Святые отцы говорили, что неверие в будущее воскресение мертвых - одна из главных причин горя, когда умирает близкий. Во времена после грехопадения Адама (когда смерть вошла в мир) и до воскресения Христа смерть без надежды на будущее воскресение виделась людям как нечто ужасное. Но потом все изменилось. Вот что писал Святитель Филарет (Дроздов):

«В Ветхом завете кончина жизни называется смертию: о Патриархах вообще говорится: поживе и умре (Быт 5,5)... Но вот Спаситель называет смерть успением или сном: Лазарь друг наш успе (Ин 11,11), ... и когда ученики не поняли этого нового выражения, то Господь пояснил им, что Лазарь умре (14). В писаниях Апостолов видим уже утвердившийся обычай называть смерть успением или сном. Так Апостол Павел об очевидцах воскресшего Господа писал, что «множайшие из них пребывают доселе, нецыи же и почиша» (1Кор 15,6)...

Отрадный новозаветный взгляд на смерть, сравнительно с ветхозаветным на нее взглядом, изъясняется из той перемены, какая произведена в состоянии человечества искупительною жертвою Спасителя мира... когда Христос за ны умре (Рим 5,8), когда мы примирихомся Богу смертию Сына Его (10), когда Бог богат сый в милости, за премногую любовь Свою еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи Христом (Еф 2,4-5), когда вследствие того якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут и по смерти (1Кор 15,22), и оживут в жизнь вечную и блаженную, каковою не может не быть жизнь о Христе: тогда смерть действительно перестает быть смертию и превращается в сон. Это сон кратковременный - в сравнении с последующею вечною жизнью, сон мирный - как отдохновение от трудов, как облегчение от скорбей, как покой умиротворенных Христом в совести...  Отсюда же объясняется и то, от чего в Ветхом завете не было такого утешительного или успокоительного взгляда на смерть... тогда, как изъясняет Апостол, царствова смерть (Рим 5,14); еще не побежденная животворящею смертию Христовою; - от того, что тогда не у явися святых путь (Евр 9,8), то есть, еще не был открыт вход во святилище неба, идеже предтеча о нас вниде Иисус (6,20... Т

Так Христианство самым переименованием смерти в сон или в успение внушает нам ту истину, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленными силами жизни: так уснувший смертию телесною пробудится в новую безсмертную жизнь в день всеобщего воскресения».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале