Преподобный Сисой Великий: Нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты

19 июля Церковь празднует память преподобного Сисоя Великого. Преподобный Сисой был одним из первых христианских монахов и пришел жить в пещеру преподобного Антония Великого – первого пустынника – вскоре после его кончины.

В церковном календаре мы видим дни памяти многих пустынников. Их так много, что большинство биографий этих отцов остаются для нас неизвестными, а после прочтения, увы, скоро забываются. Действительно, нередко они очень похожи: жил человек в миру, потом оставил все и ушел в пустыню. В пустыне или подвизался в одном ските, или переходил от одного скита к другому (но попробуй представить себе географию этих передвижений, ни разу не побывав в пустыне!). Событийная составляющая теряется при пересказе жизни отцов. Впрочем, она тут – не самое главное. Думается, главнее – понять принципы, по которым жили отцы. Да, они были монахами. Но точка отсчета, которую они избирали для оценки происходящего, цель, которую ставили (Спасение) и внутреннее расположение, в общем, могут быть примером и ориентиром для каждого христианина.

Преподобный подвизался в пустыне 60 лет и считал себя недостойнейшим из людей.  Смерть – некий итог жизни человека. И вот каков он был у преподобного Сисоя.

Перед смертью лицо аввы просияло, и он сказал:  

- Вот, авва Антоний идет ко мне.

- Я вижу лик пророков! – сказал старец немного погодя, и лицо его просветлело еще больше.

- Вот, пришли апостолы, – стал он говорить тихо и как будто разговаривая с кем-то из святых.

– С кем он разговаривает? – недоумевали пустынники, собравшиеся вокруг преподобного Сисоя, чтобы выслушать его последние изречения.

– Вот, ангелы пришли взять мою душу, – и я молил их подождать еще несколько, чтобы успеть мне совершить покаяние... Они же сказали: «Ты не имеешь больше нужды в покаянии» –« Не знаю, начинал ли я еще его?» – Эти последние слова преподобного Сисоя дали понять ученикам его, знавшим о глубоком его смирении, что добродетель его была совершенна...

Наконец лицо подвижника просияло как солнце, и в то же время он воскликнул:

- Смотрите, Господь идет ко мне», – и с этими словами переселился в иной мир.

Думается, у такого человека есть чему поучиться в жизненном плане. Вспомним, что о нем сохранилось в предании.

***

 Сказал авва Сисой Великий: Будь обесчещен (т. е. с полным терпением и охотно переноси бесчестия), вполне отвергнись своей воли, отвергни все, что приводить к попечениям мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие.

***

 Брат спросил авву Сисоя: отчего не отступают от меня страсти? Старец отвечал: залоги их находятся в тебе; выдай им залоги их, и они удалятся.

***

 Брат спросил авву Сисоя: намереваюсь хранить мое сердце. Старец отвечал ему: как возможем охранять наше сердце, когда язык наш подобен отверстым дверям.

***

Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари.

***

Сказал авва Сисой: Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедывать, что искушение случилось за грехи его. Если же случится что доброе, должно говорить, что оно устроилось по промыслу Божию.

***

Некоторые спросили авву Сисоя: если брат подвергнется падению, должно ли ему каяться в течении года? Он отвечал: жестоко - слово это. Они сказали: и так в течении шести месяцев. Он отвечал: много. Они предложили сорок дней, а он и этот срок назвал излишним. Они сказали: сколько же ты назначишь? и то скажи: если падет брат, и случится вечеря любви, должно ли ему придти на эту вечерю? Старец отвечал им: нет! он должен приносить покаяние в течении нескольких дней. Верую Богу моему: если брат будет приносить покаяние от всего сердца своего: то в три дня примет его Бог.

***

Брат сказал авве Сисою: авва! что делать мне? я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал, и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей.

***

Авва Иосиф спросил авву Сисоя: в какое пространство времени человек может искоренить свои страсти? Старец сказал: ты хочешь знать о времени (о годах)? Да, отвечал Иосиф. Старец сказал ему: в то время, в которое восстанет какая-либо страсть, искореняй ее.

***

Брат спросил авву Сисоя: как мне проводить жизнь? как спастись? как угодить Богу? Старец отвечал: если хочешь угодить Богу, то исступи из мира, отделись от земли, оставь тварь, приступи к Творцу, совокупи себя с Богом молитвою и плачем, и обретешь покой в этом и в будущем веке.

***

 Брат спросил у аввы Сисоя, как ему жить? Старец отвечал: то, чего ты ищешь, обретается строжайшим безмолвием и смирением.

***

Брат спросил авву Сисоя: что приводит к смиренномудрию? Старец сказал ему: когда кто будет подвизаться, чтоб признавать каждого человека лучшим себя: то этим доставится ему смиренномудрие.

***

 Поведал один из старцев: просил я авву Сисоя сказать мне назидательное слово; он сказал мне: монах мнением о себе должен быть ниже идолов. Я возвратился в хижину мою, и не поняв, чтоб значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: что значит быть ниже идолов? Старец сказал мне: Писание говорит о идолах, что уста имут, и не глаголют; очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 134, 16-17): таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах да думает о себе, что он мерзость.

***

 Некоторый мирянин шел с сыном своим к авве Сисою в гору аввы Антония. На пути сын умер. Отец не смутился, но с верою отнес его к авве и припал к ногам его вместе с сыном, как бы кланяясь ему, чтоб почить благословение. Потом отец встал, и оставив отрока при ногах аввы, вышел из келлии. Старец, полагая, что отрок продолжает поклонение, и не зная, что он умер, сказал ему: встань и поди отсюда. Отрок немедленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился; вошедши в келлию, он поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину сказывать кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца.

***

Авва Аммон сказал авве Сисою: когда читают книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды. Старец отвечал ему: это не нужно! нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога.

По книге «Сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Том 6. Отечник».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале